Skip to content
 

Система «Платон» отработала месяц. Развитие событий

Акции протеста против системы "Платон" прошли по всей России

Запуск системы взимания платы с грузовиков с массой выше 12 т «Платон» состоялся 15 ноября. С тех пор за проезд большегрузов по федеральным трассам надо платить 1,53 рубля за километр дороги, а с 1 марта сумма вырастет до 3,06 рубля. Для представителей малого и среднего бизнеса такой тариф — критичен, ведь получается, что за год дальнобойщик должен будет отдать государству более 300 тысяч рублей. Планируется, что эти деньги пойдут на ремонт дорог, которые якобы именно дальнобойщики усиленно портят.

После введения системы «Платон» в 40 регионах начались акции протеста, организованные дальнобойщиками, которые требуют полной отмены этого сбора. Они считают, что система приведет к разорению многих перевозчиков и удорожанию товаров в магазинах. Водители фур утверждают, что уже платят транспортный налог и топливный акциз, средства которых и должны направляться на ремонт дорог. Кроме этого, водители жаловались на систематические сбои в работе «Платона» (от неоднократных начислений платы за один и тот же отрезок маршрута до невозможности проложить адекватный маршрут), недоступность его сайта, необходимость платить до поездки и прочее. Еще одним фактором, возмутившим водителей, стали штрафы в вилке от 5000 до 1 млн руб.

Помимо этого, двадцать крупнейших производителей продовольствия и ритейлеров обратились в правительство с письмом, где предупреждают власти, что ввод «Платона» существенно скажется на подорожании продуктов в преддверии Нового года. По словам авторов обращения, из-за ввода «Платона» у перевозчиков возник «недостаток предложения», который «привел к росту тарифов на перевозки на 20–30%, а в отдельных регионах страны — до 100%». Авторы письма предупреждают, что, в частности, цена на молоко из-за «платоновского» тарифа на большегрузы в 1,53 рубля за километр вырастет на 1,2 рубля за килограмм, а после повышения тарифа до 3,06 рубля — уже до 2,5 рублей.

Как, кто и где протестует против системы «Платон»

Хронология событий складывалась следующим образом:

16 сентября

Споры вокруг новых дорожных сборов при помощи системы "Платон" не утихают

За два месяца до запуска системы «Платон» 20 крупных
транспортных компаний направили в правительство, Госдуму, Минтранс и Росавтодор письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева и председателя Госдумы Сергея
Нарышкина, в котором попросили не взимать штрафы за нарушение новых правил до 1 марта 2016 года. Они пояснили, что на раннем этапе система неизбежно будет сбоить, и штрафы будут необоснованными. Авторы письма предупредили, что если просьба не будет выполнена, некоторые компании будут вынуждены приостановить работу, что приведет к транспортному коллапсу и перебоям в снабжении. Оператор «Платона», компания РТИТС, в ответ заявила, что опасения бизнесменов необоснованны — система работает нормально и никаких сбоев не ожидается.

29 октября

Крупнейшие перевозчики социально значимых товаров, участвовавшие в заседании координационного совета в Госдуме, потребовали ввести мораторий на запуск «Платона». Как рассказал координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко, участники заседания заявили, что система неработоспособна и нанесет ущерб, не сопоставимый с прибылью, которую государство рассчитывает получить. На тот момент на форуме ассоциации уже велось обсуждение возможной забастовки 15 ноября.

10 ноября

Правительство снизило размер сбора с 3,73 до 1,53 рубля за километр до 29 февраля 2016 года.

11 ноября

Первые акции протеста прошли по всей России. Большегрузные автомобили выстроились вдоль обочин сразу нескольких федеральных трасс. Несогласные с внедрением «Платона» водители парковали свои 12-тонники вдоль дорог Подмосковья, Карелии, Ульяновской области, Сибири и ряда других регионов. В тот же день заместитель министра транспорта Евгений Дитрих заявил, что штрафы за неоплаченный проезд грузовиков с 15 ноября будут взимать только в Москве и Подмосковье, а во всех остальных регионах — лишь с мая 2016 года. В ассоциации «Дальнобойщик» назвали уступки властей «истерикой и блефом».

15 ноября

Состоялся запуск системы дорожных сборов за пользование трассами федерального значения «Платон».

19 ноября

Акции протеста возобновились и прошли в 24 регионах России: одни грузовики вновь выстроились вдоль обочин, другие устроили акцию «Улитка», двигаясь по трассам со скоростью 5 км в час.

24 ноября

Несколько сотен грузовиков практически заблокировали движение под Петербургом

Акция протесты прошла в Санкт-Петербурге и Самаре. Около 50 дальнобойщиков собрались на Софийской улице в Петербурге и поджигали покрышки. Затем колонна из примерно 600 машин двинулась по Колпинскому шоссе со скоростью 5–10 км в час.

25 ноября

В рядах протестующих прозвучало намерение отправиться маршем на Москву. Один из лидеров дальнобойщиков в Санкт-Петербурге Сергей Гуляев рассказал, что 30 ноября активисты из 17 регионов отправятся маршем на Москву. Тот факт, что на тот момент власти уже выразили готовность радикально снизить штрафы за неоплату проезда, дальнобойщиков не впечатлил. «Мы выступаем не за снижение штрафов — мы за отмену этого «закона Ротенберга*», — заявил Гуляев.

*Напомним, что оператором национальной системы взимания платы за проезд по федеральным трассам является ООО «РТ–Инвест транспортные системы» (РТИТС) (генеральный директор — Андрей Шипелов) и 42-летний предприниматель Игорь Ротенберг, являющийся сыном известного миллиардера Аркадия Ротенберга.

По планам правительства, 29 миллиардов рублей из 40 собранных должны будут отправиться на содержание дорог, а, соответственно, оставшиеся 11 миллиардов пойдут компании-оператору.

27 ноября

За первые 12 дней работы система «Платон» принесла 550 млн руб. Все деньги напрямую перечисляются в Дорожный фонд. Ожидаемый доход за 2016 год — 40 млрд руб.

Представитель дагестанских дальнобойщиков Ибрагим Ибрагимов заявил, что 200 первых участников акции уже выехали из Дагестана в Москву.

28 ноября

Полиция перестала выпускать из регионов фуры без груза. Информация поступила из Дагестана, Смоленской, Ивановской и Нижегородской областей, а также из Калмыкии.

Митинг в Ростове-на-Дону: протест отложен до оглашения послания Президента Федеральному собранию. Председатель межрегионального профсоюза дальнобойщиков Александр Котов заявил, что если в послании не будет объявлено об отмене «Платона», 4 декабря дальнобойщики двинутся на Москву.

29 ноября

Акция солидарности с протестующими дальнобойщиками прошла на площади Краснопресненской заставы. В ней приняли участие около 30 человек. 13 человек были задержаны.

В тот же день представители протестующих сообщили, что потенциальные участники «марша на Москву» пробираются к столице в обход постов ДПС. Минтранс, в свою очередь, объявил, что на трассах «не зафиксировано передвижение организованных колонн грузовых автомобилей в направлении столицы».

30 ноября

Срыв акции протеста в Москве. Отдельные активисты все же добрались до столицы, но у них не нашлось хорошего координатора, и акция была сорвана.

1 декабря

Прошла акция протеста в Новосибирске. Водители большегрузов в знак протеста сняли с себя нижнее белье и разложили его на трассе. Они пояснили, что «Платон» отнимает у них последнее. В акции участвовали около ста человек.

3 декабря

Будет ли найден компромисс между дальнобойщиками и Правительством?

Владимир Путин огласил сове Послание Федеральному собранию. Система «Платон» в нем упомянута не была.

4 декабря

Дальнобойщики частично перекрыли МКАД. Около 14:15 машины заняли четыре ряда на внешней стороне кольцевой автодороги от пересечения с Ленинградским шоссе и дальше на восток. Свободной для движения осталась лишь одна полоса. По словам координатора петербургских дальнобойщиков Сергея Гуляева, еще одну группу дальнобойщиков у ТЦ «Мега» в Химках заблокировали сотрудники ДПС. Позже Управление ГИБДД по Москве сообщило о проведении спецмероприятия на МКАД, которое, по их утверждению, совпало с акцией дальнобойщиков.

Госдума снизила штрафы за неоплату проезда для водителей грузовиков весом больше 12 т по федеральным трассам с 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. — за повторное (для юридических лиц) до 5 тыс. руб. за первое нарушение и до 10 тыс. — за повторное.

5 декабря

ГИБДД не пускает новые фуры на стоянку дальнобойщиков у ТЦ «Мега» в Химках. Около 23:45 мск у въезда на парковку торгового центра сотрудники ДПС повесили знак «въезд грузовикам запрещен». Пресс-секретарь дальнобойщиков Тася Никитенко рассказала, что всего поблизости от ТЦ «Мега» в Химках находятся около 100 фур, готовых заехать на стоянку дальнобойщиков у торгового центра. Среди них те грузовики, которые только в субботу добрались до Москвы, а также фуры с трассы М4.

12 декабря

Дальнобойщики записали видеобращение к Владимиру Путину. Бастующие требуют провести референдум об отмене «Платона». Обращение, записанное в Химках, приурочено ко Дню Конституции. Дальнобойщики пообещали признать итоги референдума, «какими бы они ни были».

Комментарии сторон

Суть протеста: дальнобойщики говорят, что регистраторы для «Платона» достать трудно, да и при их наличии система все равно часто дает сбои (от неоднократных начислений платы за один и тот же отрезок маршрута до невозможности проложить адекватный маршрут). Но государственные СМИ утверждают, что большинство участников рынка уже подключены к новой системе и – вслед за вице-премьером Аркадием Дворковичем – говорят, что она поможет избавить российские грузоперевозки от «серых» схем. «Введение системы «Платона» работает в пользу тех, кто действует добросовестно, устраняет нелегальную часть рынка и позволяет создать прозрачный, открытый, справедливый конкурентный рынок автомобильных перевозок», – заявляет Дворкович.

 

Дмитрий Медведев считает, что система "Платон" донастроена и исправно функционирует

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев вчера также заявил, что система «Платон» его полностью устраивает: «Наверное, там были допущены какие-то ошибки, которые нужно было исправить, но они не фатальные, они все исправлены, все работает. Штрафы, может быть, были несколько завышены. Но сейчас по предложению правительства Госдума и Совет Федерации их откорректировали и понизили. Поэтому я считаю, что система донастроена», — объяснил он. Премьер выразил надежду, что она принесет дополнительные инвестиции на развитие российских дорог и сообщил, что подавляющее большинство перевозчиков зарегистрировались в системе, а бастует лишь небольшая часть. «700 тысяч дальнобойщиков зарегистрировалось в системе платежей, это абсолютное подавляющее большинство тех, кто выполняет международные и междугородные перевозки», — сказал он.

Требования водителей на днях прокомментировала и спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, заявившая, что ввод больших штрафов был ошибкой (напомним, сейчас они понижены до 5-10 тысяч), а с дальнобойщиками нужно говорить, но без «категоричных заявлений».

Совет по правам человека (СПЧ) фактически рекомендовал правительству отменить систему сборов за проезд, а Счетную палату и Генпрокуратуру – проверить законность соглашения с РТИТС.

Другой главный контраргумент «дальнобойщиков» – то, что за строительство и ремонт дорог владельцы грузовиков должны платить, получается, уже трижды – через транспортный налог, акцизы в стоимости топлива и теперь «Платон», в прогосударственном освещении не присутствует и остается пока без ответа.

Также пока разнятся оценки вклада «Платона» в инфляцию: от десятых долей процента, на чем настаивает «Росавтодор», до 2,5% годовых, о которых говорит бизнес-омбудсмен Борис Титов. Вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович отверг возможность сильного скачка инфляции в связи со вводом «Платона», отреагировав таким образом на письмо российских предпринимателей. По мнению главы Росавтодора, с которым согласился Дворкович, инфляция вырастет максимум на 0,3-0,4%. Бизнес же, считает Дворкович, пытается просто оправдать желание повысить цены перед Новым годом.

Что ж, ждем, как будут развиваться события далее.


Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: