Skip to content
 

Таможенный транзит через российскую территорию в Казахстан: грузы не доезжают до места назначения

 

Грузы, следующие через территорию РФ в Казахстан, часто не доезжают до места назначения

Поступающие в последнее время многочисленные заявления средств массовой информации и представителей отраслевого бизнеса Республики Казахстан об усилении мер таможенного контроля в отношении казахстанских перевозчиков на территории Российской Федерации не имеют под собой каких-либо реальных оснований. ФТС России не предпринимались какие-либо действия в этом направлении.

Таможенный контроль в отношении указанных перевозчиков, как, впрочем, и в отношении любых иных перевозчиков, невзирая на их национальную принадлежность, проводятся в штатном режиме и в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это означает, что таможенные органы в части своей компетенции осуществляют таможенный контроль выборочно и ограничивают его такими формами, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации.

При этом в общем объеме правонарушений, совершенных при перевозках товаров доля нарушений, совершенных казахстанскими перевозчиками, достаточно велика. Только за 10 месяцев 2015 года российскими таможенными органами возбуждено более 170 дел об административных правонарушениях в отношении казахстанских перевозчиков по фактам выявленных правонарушений. И продолжают фиксировать нарушения, при которых товары, заявляемые к перевозке до места назначения, расположенного в Республике Казахстан, либо вовсе не доставляются в таможенный орган назначения, либо осуществляется доставка товаров, отличных от тех, которые помещались под таможенную процедуру таможенного транзита.

Доля нарушений в общем объеме, совершенных казахстанскими перевозчиками, достаточно велика

К примеру, 25 июля 2015 года таможенным постом МАПП Бурачки Себежской таможни под процедуру таможенного транзита были помещены товары «одежда и обувь» общим весом более 42 тонн, следующие на двух транспортных средствах из Латвийской Республики. Местом доставки товаров был заявлен таможенный пост Карасу таможни Кордай Республики Казахстан. В установленный таможенным органом срок доставки указанные транспортные средства в таможенный орган назначения не прибыли, в связи с чем Себежской таможней были возбуждены дела об административных правонарушениях по факту недоставки товаров. 22 августа 2015 года сотрудниками Владимирской таможни данные транспортные средства обнаружены в Рязанской области с пустыми грузовыми отделениями. Согласно объяснениям водителей перевозка товаров ими не осуществлялась, так как после ввоза на территорию России товары были доставлены и выгружены на одном из московских рынков. По данному факту 28 августа 2015 года Московской таможней возбуждено уголовное дело. Сумма неоплаченных таможенных платежей составила свыше 4,8 млн. рублей.

И это далеко не единичный случай. Таможенные органы выявили и пресекли еще ряд схем лжетранзита. Например, в ходе проведенных в августе 2015 года оперативно-розыскных мероприятий на МАПП «Бурачки» Себежской таможни выявлена следующая схема незаконного ввоза на территорию Евразийского экономического союза дорогостоящего товара «одежда» известных брендов. Товар, отправленный из Китая, следовал по территории ЕАЭС через Казахстан и Киргизию (в некоторых случаях – Узбекистан) транзитом в Латвию и Литву. В пути следования по территории ЕАЭС дорогостоящий товар заменяелся на более дешевый «товар прикрытия» низкого качества, который прибывал для завершения транзита в приграничные таможенные органы. Впоследствии «товар прикрытия» из Латвии вновь ввозился на территорию ЕАЭС, для его дальнейшего использования в незаконной схеме.

Выявление указанной схемы стало результатом взаимодействия, в том числе информационного обмена, с правоохранительными таможенными органами государств – участниц ЕАЭС. В рамках тесного взаимодействия таможенных служб России и Казахстана на постоянной основе налажено оперативное сопоставление сведений из национальных баз данных по таможенному транзиту на предмет выявления случаев, при которых информация о начале и завершении процедуры транзита, имеющаяся в национальной системе одной страны может отсутствовать в аналогичной системе другой.


Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: