Skip to content
 

Система «Платон»: первая акция протеста автовладельцев. Последняя ли?

Автовладельцы провели первую акцию протеста против ведения системы "Платон"

Предупредительная протестная акция грузоперевозчиков прошла 2 ноября в нескольких российских регионах. Водители грузовиков в течение часа ездили по федеральным трассам со скоростью 10 км/ч, собирая за собой километровые хвосты. Так перевозчики выразили протест против введения платы за проезд, которую с них будут взимать с 15 ноября. Если на инициативу не наложат мораторий, дальнобойщики грозят новыми, еще более масштабными протестами.

С 15 ноября правительство России намерено взимать с грузовиков массой более 12 т плату за проезд по федеральным трассам в размере 3,06 рубля за 1 км пробега. Для этого по заказу Минтранса разработана специальная система под названием «Платон». Предполагается, что перевозчики будут регистрироваться в системе, перечислять деньги авансом, а система — следить за передвижением машин и списывать плату со счетов перевозчиков за пройденные километры. За неоплаченный проезд им грозят гигантские штрафы — от 450 тыс. до 1 млн рублей. Бизнесмены говорят о множестве проблем в системе, почти гарантированном росте цен на продовольственные товары в связи с новыми сборами и готовятся к банкротству.

Система «Платон»

Платежная система "Платон" разработана по специальному заказу Минтранса

Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вводится на территории Российской Федерации с 15 ноября 2015 года на основании Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Конкурс Минтранса на создание национальной системы взимания платы за проезд по федеральным трассам выиграло ООО «РТ–Инвест транспортные системы» (РТИТС), которая на 50% принадлежит структурам «Ростеха», которую возглавляет Сергей Чемезов, на 50% — сыну Аркадия Ротенберга Игорю. Предполагается, что РТИТС на протяжении 13 лет будет обслуживать систему и собирать с грузовиков порядка 50 млрд руб. в год и передавать эти средства в дорожный фонд.

Сегодня в России насчитывается всего 1.445.000 км различных автомобильных дорог, из них 509 000 км – дороги регионального назначения, и 52 000 км – федерального.

Среди потенциальных пользователей системы российские грузоперевозчики, в общем автопарке которых около 1,5 млн транспортных средств, массой свыше 12 тонн, и зарубежные логистические компании, 400 тысяч грузовых автомобилей которых работают на территории России.

В настоящий момент утвержденный Правительством РФ размер составляет 3,06 руб. за километр. Все объекты системы взимания платы уже готовы.

В системе предполагается два способа внесения платы – с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Оплата производится по авансовой схеме. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается в зависимости от фактического пробега транспортного средства.

Опасения бизнесменов

Бизнесмены говорят о множестве проблем в системе и готовятся к банкротству

Перевозчики уверяют, что система не готова к эксплуатации, не учитывает специфику их работы и может нанести бизнесу большой урон. Руководитель Северо–Западного филиала АСМАП Александр Дацюк рассказал, что, к примеру, в Германии подобную систему перед официальным запуском тестировали и отлаживали в течение двух лет.

У нас же менее чем за две недели до начала работы система выглядит недоработанно: возникают неполадки с регистрацией и договорами. Выдача бортовых устройств началась только 30 октября. Их можно получить в 138 центрах обслуживания по стране. Но пока неизвестно, насколько точно оборудование будет определять местоположение машин и отсчитывать расстояние. Не будет ли путать федеральные и бесплатные трассы, которые часто идут параллельно. Бизнесмены также боятся неполадок с регистрацией, в результате которых им могут грозить большие неправомерные штрафы.

В связи с этим перевозчики и предлагают ввести мораторий на штрафы за нарушение новых правил до 1 марта 2016 года. Если штрафы не заморозят, часть предпринимателей будет вынуждена приостановить работу и отправить водителей во внеочередные отпуска. Ведь даже без штрафов, на оплату дорог у перевозчика будет уходить около 15% от месячного оборота денег. Поэтому многие бизнесмены заявили, что если система не будет пересмотрена, то 15 ноября они полностью остановят свою деятельность. А временная остановка работы ряда перевозчиков может привести к транспортному коллапсу, частичным перебоям в снабжении и, как следствие, к необоснованному дефициту и повышению цен.

Что говорит другая сторона

Внедрение системы сбора платы за проезд по федеральным дорогам с 12-тонников даст в первую очередь дополнительные средства для дорожных работ. Все собранные деньги пойдут в федеральный дорожный фонд, откуда будут направляться, в том числе и в регионы, например для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства. Система даст новый импульс для развития логистических и инфраструктуры. В тоже время ожидается, что произойдет перераспределение доставки грузов различными способами. Из-за платности проезда по дорогам, часть перевозок может уйти на железные дороги и на водные пути, что даст развитие и этим отраслям.

Что касается недоработки системы, по словам гендиректора РТИТС Александра Советникова, система взимания платы «Платон» прошла все комплексные испытания, полностью готова к запуску и будет введена в срок. Советников отметил, что оператор сделал все, чтобы владельцы большегрузов получили бортовые устройства вовремя и смогли заранее зарегистрироваться в системе. Если в дороге устройство сломается, водителю достаточно сообщить в call-центр и продолжать движение по маршруту.. В настоящий момент в системе взимания платы зарегистрировано 168 548 транспортных средств.

В ответ на опасения роста цен на продукты, сообщили, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов утверждает, что система взимания платы не скажется на росте цен на продовольственные товары. По его мнению, в себестоимости продовольственных товаров стоимость перевозки занимает 4–10%. Поэтому, если тариф и повлияет на стоимость товара, то в долях процента подорожание составит менее 1%.

Ну а как будет на самом деле, покажет время.


2 комментария

  1. Диана пишет:

    А завтра придумают брать деньги с пешеходов для благоустройства улиц. И так уже давно ясно , что простой народ это рабы – полностью содержим все наше правительство – так теперь еще и дороги за свой счет будем делать – хотя что далеко ходить – лечимся уже за свой счет – и все остальное за свой счет = хотя зарплаты мизерные – а все спасибо Дмитрию Анатольевичу – это он постоянно придумывает новые интересные перемены в стране.

    • Алекс пишет:

      да, Диана, Вы правы. В интернет уже просочилась информация:
      Вскоре на территории России заработает государственная система взимания платы с пешеходов разрешенной максимальной массой свыше 100 кг., которая получила название «Сократ».

      Плата за нанесение ущерба городским тротуарам пешеходами массой свыше 100 кг будет рассчитываться исходя из фактического пробега таких крупногабаритных пешеходов.

      В основе системы «Сократ» заложен справедливый принцип «плати и иди», давно используемый во всем мире, согласно которому за разрушение тротуарного полотна будут платить те, кто наносит ему наибольший ущерб в результате осуществления своей пешеходной деятельности.

      Введение системы позволит компенсировать затраты на ликвидацию ущерба, который наносят пешеходы массой свыше 100 кг тротуарному покрытию. По статистике, 56% от общего размера вреда тротуарам, наносят именно пешеходы с избыточной массой свыше 100 кг. Проход одного такого “жиробаса” сопоставим с негативным воздействием от прохода 40-50 тысяч легковесов.

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: