Skip to content
 

Кризис и рынок экспресс-доставки

Какие прогнозы на рынке экспресс-доставки?

На сегодняшний день, пожалуй, не найдется уголка земного шара, куда компании экспресс-доставки, в том числе и компания «Ритмовоз», не могли бы привезти груз. В Россию этим способом – Business-To-Consumer (в переводе на русский — «бизнес для потребителя») доставляют товаров более чем на $1,2 млрд в год.

Однако ситуация на рынке логистики в целом в настоящее время напряженная: ослабление рубля, высокие темпы инфляции, внешнеторговые ограничения, сокращение грузовой базы – все это негативно сказывается на сфере транспортно-логистических услуг.

Что же происходит на рынке экспресс-доставки? Ситуация здесь в целом лучше, чем в других сегментах логистической отрасли, хотя, конечно, кризис и здесь оказал своё влияние.

Логистика – инерционная сфера, и рыночные изменения здесь, отчетливо проявляются только через некоторое время – год-два. На данный момент процесс кризиса опережает его последствия.

Если говорить о логистическом рынке в целом, то ослабление рубля привело к существенному росту рисков у участников внешнеэкономической деятельности, поэтому объемы грузоперевозок значительно сократились, аналитики говорят о 20-процентном сокращении в этом году. На объемах экспорта экономическая ситуация пока не сказалась, но сокращение грузовой базы привело к снижению спроса на услуги транспортных компаний.

Что касается рынка экспресс-доставки, то, если последние несколько лет этот сегмент являлся одним из основных драйверов роста логистического рынка, то теперь удерживает его от резкого падения. Показатели роста в 2014 году были значительно скромнее, чем 10-15%, которые фиксировались на рынке после кризиса 2008 года. Тем не менее, несмотря на ухудшение экономической ситуации, в 2014 году положительная динамика наблюдается как в сегменте международной экспресс-доставки, так и на внутреннем рынке. Чаще всего россияне приобретают товары в США, на втором месте — европейские товары (порядка 25 % рынка), китайские — около 20 %.

Однако результаты января-февраля 2015 года не внушают большого оптимизма и показывают, что рост сильно замедлился, и сдерживает его немало факторов — причем как глобального, так и локального характера.

Быстро-дорого или долго-дешево?

С проблемами столкнулись в первую очередь небольшие нишевые игроки, поскольку в условиях кризиса усилилась конкуренция, а клиенты предпочитают иметь дело с крупными и надежными компаниями, имеющими ресурсы для предоставления комплексных логистических услуг. Для многих мелких компаний кризис может оказаться фатальным, кроме тех, которые работают на очень локальных рынках. Выходом для таких игроков может стать только интеграция с крупными и успешными компаниями.

Усиление конкуренции в условиях снижения спроса на услуги тоже является проблемой. С одной стороны это, казалось бы, должно положительно сказаться на качестве услуг и ценообразовании. Но в кризис компаниям приходится демпинговать, чтобы удержаться на плаву, и операторы вынуждены снижать издержки и экономить, а делать это без ущерба для качества не всегда получается.

Ритмовоз сохраняет прежнюю ценовую политику

Также проблемой является рост себестоимости услуг: инфляция, ослабление рубля, удорожание импорта, рост стоимости обслуживания автотранспорта, рост налоговой нагрузки, тарифов на железнодорожные и морские контейнерные перевозки – все это при очень ограниченных возможностях логистических компаний повышать цены на услуги создает большие проблемы. Стоит отметить, что в этой ситуации компания «Ритмовоз» по-прежнему придерживается своей ценовой политики: доставка из Европы — 7 евро за килограмм; из США — 13 долларов за килограмм; из Китая — 10-15 долларов за килограмм.

Прогнозировать как будет развиваться ситуация на рынке дальше сложно, поскольку многое зависит от фундаментальных факторов, связанных не только с экономикой, но и внешнеполитической ситуацией. Если экономическая ситуация не будет ухудшаться, то на рынке экспресс-доставки, скорее всего, продолжится стагнация. При дальнейшем же ухудшении начнется спад. В таком случае можно ожидать массового ухода с рынка компаний-перевозчиков. Только интернет-торговля, которая в последние годы являлась одним из драйверов роста рынка экспресс-доставки, удержать ситуацию не сможет.


Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: