Skip to content
 

Детальный взгляд на российский рынок ecommerce

Российский рынок ecommerce вырос в 2014 году на 31%

В 2014 году объем российской ecommerce вырос на 31% и составил 713 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). С учетом падения курса рубля, в валютном выражении все будет не так радужно. И тем не менее, тенденция к росту сохранилась.

Объем же трансграничной интернет-торговли в России в 2014 году достиг 5 млрд долларов. Около 70% от этой суммы пришлось на китайские Интернет-Магазины (ИМ), подсчитали в исследовательском агентстве East West Digital News (EWDN).

Коротко о текущей ситуации на российском рынке ecommerce.

Активизация регионов

Одной из основных причин, влияющей на рост рынка ecommerce, специалисты назвали увеличение числа пользователей Сети, которое происходит за счет развития широкополосного доступа в регионах. Вторым не менее важным основанием оказалось распространение мобильного Интернета – пятая часть из сорока миллионов человек, купивших что-либо онлайн, делала заказы со своих портативных устройств (смартфонов и планшетов).

Всего же в стране насчитывается 73 млн человек пользующихся Интернетом, из них почти 21 млн живет в центральном округе. Но самыми быстрорастущими стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Их аудитория за год выросла на 130% и 92% соответственно.

Способ оплаты

По подсчетам РБК.research, приведенным АКИТ, люди все чаще предпочитают безналичный расчет банковской картой. Эта форма платежа – единственная, которая демонстрирует стабильный рост на протяжении последних четырех лет. В прошлом году уже 61,7% покупателей предпочли так оплатить свои заказы. Для сравнения, в 2013 году этот показатель был чуть более 55%. Все прочие способы – наличные, наложенный платеж, виртуальные кошельки и терминалы оплаты, сдают свои позиции.

Динамика предпочтений покупателей при выборе способа оплаты

Трансграничная торговля

Трансграничная торговля – Crossborder trade – выросла за год, без преувеличения, скачком. В 2013 году на зарубежные ИМ приходилось 20% всего числа онлайн-покупок в России, а в 2014 году – уже 30%. По данным исследования, это 80 млн покупок на общую сумму порядка 6 млн долларов. Средний чек crossborder trade, по-прежнему, невелик. В 2013 году он находился в диапазоне от 45 до 100 долларов, в этом году, по данным АКИТ, в пределах 25-150 долларов.

Компания Ритмовоз осуществляет доставку товаров из Интернет-магазинов Европы и Китая

Aliexpress за год смог вдвое увеличить свою аудиторию в России. Его посещаемость составляет в среднем 15,6 млн человек в месяц. (По итогам апреля 2015 года приложение AliExpress заняло второе место по количеству скачиваний у российских пользователей на iOS и Android. ) Вторую и третью строчки в рейтинге занимают ритейлеры, также принадлежащие гиганту Alibaba GroupTaoBao и Tmall. Значимую часть внесли и менее известные онлайн-площадки DX.com, DangDang иLightlnTheBox.com. eBay в течение двух последних лет медленно и стабильно завоевывает себе покупателей и, к концу 2014, достиг отметки в 3,7 млн человек. А вот аудитория Amazon, в сравнении с предыдущим годом, возросла всего на 100 тыс. человек.

Службы доставки

По данным Почты России, приведенным АКИТ, число посылок с покупками за год выросло с 33 до 39%, что связано, очевидно, с увеличением числа покупателей в регионах.

Специалисты компании Ритмовоз, специализирующейся на экспресс-доставке грузов из Европы и Китая, отмечают общий прирост доставок из зарубежных ИМ и что 80% всех ввозимых товаров приходятся на китайских онлайн-ритейлеров. В основном, это мелкие покупки весом до 2 килограмм. Средний чек в таком случае оказывается близок к 25-30 долларам.

Лидеры продаж

Предпочтения российских потребителей

Ведущей категорией на рынке ecommerce остается «Бытовая техника и электроника». В ней объем продаж за год вырос на 41,6% и составил почти 184,3 млн рублей. Внутри самого сегмента наибольшим спросом пользовались «Телефоны, смартфоны» и «Потребительская электроника» – в обоих случаях зафиксирован рост около 63%. На третьем месте «Крупная бытовая техника» – почти 56%. Любопытно, что продажи фотоаппаратуры не только не показали роста, но и, скорее снизились, хоть и незначительно – на 0,3%.

Прогнозы

Однозначных прогнозов по развитию российского рынка ecommerce специалисты дать не могут. Одни считают, что рынок все еще далек от насыщения и на нем достаточно много свободных ниш, что позволяет говорить о значительном потенциале рынка e-commerce. Другие, напротив, считают, что активность покупателей упадет из-за фундаментальных причин: кризиса, роста цен на товары и услуги, девальвации рубля и уменьшения доходов населения. Однако существующая тенденция пока всё же указывает на рост онлайн-покупок, причем россияне все чаще предпочитают заказывать товары за рубежом, и особенно — в Китае, о чем свидетельствуют данные РБК, по которым Россия занимает первое место по числу покупателей торговой площадки AliExpress.com, обеспечивая 15,3% трафика.


Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: