Skip to content
 

Бизнес с Китаем: скрытый потенциал кризиса

О перспективах импортозамещения за счёт создания совместных российско-китайских производств.
Альфред Хамзин – организатор ежегодной конференции «Бизнес с Китаем»

Альфред Хамзин. Организатор ежегодной конференции «Бизнес с Китаем»

Альфред Хамзин. Организатор ежегодной конференции «Бизнес с Китаем»

С 18 по 20 марта в Санкт-Петербурге на территории «ЭкспоФорума» прошла международная выставка по транспорту, логистике и складским технологиям «ТрансБалтика». В рамках этой выставки 18 марта состоялась конференция «Организация поставок из Китая в условиях сложившейся экономической ситуации». Мы попросили рассказать о текущей ситуации с импортом из Китая организатора конференции, управляющего партнёра агентства выставочных коммуникаций «Вектор-экспо»  Альфреда Хамзина.

- Конференция «Организация поставок из Китая в условиях сложившейся экономической ситуации», состоявшаяся 18 марта в рамках выставки «ТрансБалтика» – в какой-то степени репетиция нашего московского форума «Бизнес с Китаем»: «Кризис – опасность или возможность?», запланированного на 21-22 мая 2015.

Мы решили сделать тему «Антикризисные инструменты для компаний-импортёров»: рубль настолько существенно снизился по отношению к доллару и юаню – как в этих условиях импортировать, как заниматься поставками, и готов ли к этому рынок.

Действительно импорт в последние два месяца снизился, например, по статистике петербургских портов примерно на 50%. Но есть такое мнение, обусловленное рядом аргументов и обратной связью от импортёров, что всё же действует некий отложенный спрос, люди ждут, когда курс стабилизируется. Это, наверное, ключевой момент. Никто уже не ждёт, что доллар вернется к отметкам 40-45 рублей за доллар. Главное условие для того, чтобы продолжить, чтобы начать качественно перестраиваться – это стабилизация курса. Что мы и наблюдаем последние полтора месяца.

«ЭкспоФорум» - место проведения выставки «ТрансБалтика»

«ЭкспоФорум» - место проведения выставки «ТрансБалтика»

В целом сейчас – до сих пор, на самом деле, – ещё идут те контейнеры, которые были заказаны или по которым были заключены контракты ещё до резкого падения курсов валют. Опять же по мнению экспертов, которые выступали на конференции в рамках выставки «ТрансБалтика» (18-20 марта 2015 года), коммерсанты уже начинают испытывать некий дефицит продукции, поскольку такое существенное снижение импорта не может не сказаться на рынке, и сейчас уже начинают поступать заказы на производство, на закупку.

Некоторые ритейлеры начинают сами выходить на китайский рынок.  Для примера на конференции приводили кейс с уфимской «Полушкой», которую уже не устраивают цены от поставщиков. Владельцы понимают, что на фоне девальвации, есть определённые группы товаров, по которым цены могут быть завышены необоснованно. Они также пробуют выходить в Китай, но даже не с той целью, чтобы закупать товар, а с той целью, чтобы понимать, насколько изменилась ценовая политика китайских производителей, по какой стоимости закупают товар импортёры, чтобы у них – у конечных продавцов – была возможность для торга с поставщиками. То есть в целом, как нам кажется, рынок более-менее начинает под эти условия перестраиваться.

Другой вопрос, каким образом эта перестройка происходит у тех компаний, которые пережили не один кризис, у которых достаточно опыта в импорте, и в трансграничных расчетах.

Выставочный центр «Гринвуд» - московская площадка весеннего форума «Бизнес с Китаем»

Выставочный центр «Гринвуд» - московская площадка предстоящего весеннего форума «Бизнес с Китаем»

В связи с этим на наш московский форум «Бизнес с Китаем», который состоится 21-22 мая на территории бизнес-парка «Гринвуд», мы планируем пригласить большое количество специалистов, в том числе директоров по логистике таких крупных компаний как «Энтер» («Enter»), «Юлмарт», «SELA».

Мы постараемся сделать так, чтобы как можно больше экспертов и специалистов, которые давно работают с Китаем, присутствовали на нашей площадке, чтобы они могли пообщаться, поделиться опытом друг с другом и с теми, кто только сейчас отстраивает свой отдел ВЭД, кто планирует выйти в Китай. Собственно это одна из ключевых ценностей, которую мы хотим предложить участникам нашего весеннего форума.

Второй момент – это то, как перестраиваются сейчас перевозчики, таможенные представители  под  новые условия рынка. Опять же на недавней конференции  коммерческий директор компании «FMG Shipping» Егор Шихарев говорил о том, что если раньше цены на морскую доставку могли не меняться в течение 3-4 недель, то сейчас ситуация на рынке меняется буквально в течение нескольких дней. И импортёрам необходимо очень чётко мониторить рынок, чтобы, где это было возможно, суметь оптимизировать логистику, поставки и т.д.

Интересно то, как ведущие игроки рынка перевозок товаров из Китая сейчас перестроятся под новые условия, какие сервисы, какие пути доставки они смогут предложить рынку. Безусловно их дальнейшая конкурентоспособность и их существование зависит от того смогут ли приспособиться к новым условиям импортёры. Поэтому мы ждём конструктивных практических предложений от игроков рынка перевозок -  как для новых компаний, которые только выходят на этот рынок, так и для тех, кто достаточно давно работает на этом рынке.

Поэтому мы сейчас формируем состав экспертов, спикеров, приглашаем к участию крупные торговые компании. И в ближайшее время начнём рекламную кампанию по привлечению импортёров, по привлечению тех компаний, того пласта компаний, которых не устраивают цены их текущих поставщиков, и они хотят с целью сокращения издержек работать напрямую.

V Российско-Китайский Форум «Бизнес с Китаем» пройдет на новой площадке – на территории бизнес-парка «Гринвуд». Бизнес-парк «Гринвуд» – это масштабный и интересный китайский проект, одна из крупнейших инвестиций в недвижимость в Москве.

Если не ошибаюсь, по данным 2014 года в бизнес-парке «Гринвуд» размещаются офисы порядка 200 компаний, из которых около 100 компаний из Китая.

«Гринвуд» выступает официальным партнёром мероприятия, и также будет со своей стороны приглашать как весомых спикеров, так и компании, ищущие новых партнёров, дилеров, которые уже работают на российском рынке или только планируют выходить. Поэтому я думаю, этот форум должен быть по количеству заключённых контрактов и по практической ценности гораздо выше, чем предыдущие.

Сергей Воронков - директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл»

Сергей Воронков - директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл»

Альфред, как эксперт по бизнесу с Китаем, расскажите, пожалуйста, о перспективах импортозамещения?

- 18 марта как раз состоялась презентация Центра импортозамещения. Центр импортозамещения и Китайский Деловой Центр, который открылся  в рамках осеннего форума «Бизнес с Китаем» – это два ведущих проекта «ЭкспоФорум-Интернэшнл». И есть идеи объединения этих проектов. С чем это связано?  На самом деле все понимают, что заместить импорт невозможно полностью, потому что у нас не хватит производственных мощностей.

Однако, если смотреть на импортозамещение в более широком формате, то это замещение текущих поставщиков, текущих импортёров, возможно аутсорсинг части производственных процессов в другие регионы: осуществление, к примеру, сборки здесь в России.

И есть предприятия, которые готовы заместить импорт по тем сегментам, в которых стало невыгодно ввозить продукт целиком. Однако, чтобы эти компании, имеющие определённый капитал для реализации импортозамещения, без отсутствия существенной производственной базы смогли воплотить эти планы, безусловно им нужны надёжные партнеры.

Китай, как известно, реализует свой производственный потенциал не на сто процентов во многих регионах, поэтому может стать качественной площадкой для реализации программ импортозамещения. Это определённый производственный аутсорсинг при сборке  и не только при сборке, это может быть частичная локализация, адаптация, или при конечной  реализации продукции здесь.

Поэтому надо рассматривать взаимоотношения между нашими странами в том числе и как некое сотрудничество по участию в производственных проектах. Более того китайцам очень интересно инвестировать в наши российские проекты, не в том смысле чтобы вливать капиталы, а в том чтобы размещать на готовых производственных площадках своё оборудование и создавать некие совместные предприятия. И если мы опять же говорим про наработку производственной базы для импортозамещения, имеет место быть инвестиционное сотрудничество  и создание совместных предприятий.

В частности, мы прорабатываем секцию в рамках нашего весеннего форума, чтобы представить на ней наши российские проекты, которые хотят найти среди китайцев партнёров и инвесторов, но пока проведение инвестиционной сессии под вопросом в связи с интенсивностью программы форума.

состоится в рамках XVIII Международного форума «Российский промышленник».

Презентация Центра импортозамещения состоится в рамках XVIII Международного форума «Российский промышленник».

Но на осень 2015 года у нас запланировано проведение Российско-Китайского Форума, уже не в том формате, в котором он проводился ранее. А совместно с Петербургским Международным Инновационным Форумом, Петербургским Международным Газовым Форумом и Международным Промышленным Форумом «Российский Промышленник».

И вот здесь  мы как раз планируем сделать главной темой вопрос импортозамещения, создания совместных производственных предприятий, сотрудничество в области инноваций, промышленности. Мы планируем к этому моменту найти экспертов, которые смогут предложить рынку наработанные бизнес-модели, инструменты для того, чтобы реализовывать такого рода проекты.

- Что вы можете сказать по поводу качества китайских товаров?

Многие говорят о том, что в последние годы качество китайской продукции значительно улучшилось. Безусловно качество зависит от того по какой цене эту продукцию закупают. Как известно в китайском менталитете нет слова «Нет», и с китайцами можно договориться о производстве продукции почти по любой стоимости. Но если цену снижают от предложенной изначально почти в два раза, то китайцы найдут те этапы производства, на которых они смогут сэкономить.

В большинстве отраслей с учётом роста потребительской способности, с учётом роста ожиданий потребителя и наши коммерсанты, и китайские поставщики, вынуждены, чтобы сохранять свою конкурентоспособность, поддерживать качество на должном уровне.

Также этому способствует развитие сервисов, которые контролируют китайских производителей еще на этапе производства, на этапе отгрузки, и поэтому ситуации с браком и плохим качеством минимизируются.

Однако, в связи с последними событиями в экономике, в ближайшее время в связи с уменьшением присутствия на рынке крупных брендов, могут появиться некачественные товары. Например возьмём текстиль или одежду, с учётом того что ряд европейских брендов уменьшает уровень присутствия на российском на рынке, образуется определенный дефицит. Остальные бренды вынуждены поднимать цены, покупатели же вынуждены отказаться от покупки более дорогой одежды. Есть мнение, что на рынке станет больше некачественного товара, но по более низкой стоимости. Поэтому, безусловно, существует прямая зависимость цена-качество.

Альфред, спасибо большое за интервью.

Напомню, что V Российско-Китайский Форум «Бизнес с Китаем»: «Кризис – опасность или возможность?» состоится на территории международного торгово-выставочного комплекса «Гринвуд» 21-22 мая 2015 года.


Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: