Skip to content
 

Германия не готова ввести экономические санкции против России?

Следствием кризиса на Украине может стать сокращение объемов международной торговли

За века изменилось немногое. В России сейчас работают около 6100 немецких предприятий, охватывая сферы автомобилестроения, здравоохранения, сельского хозяйства, приборостроения, развития морских и аэропортов, строительства и ремонта

За века изменилось немногое. В России сейчас работают около 6100 немецких предприятий, охватывая сферы автомобилестроения, здравоохранения, сельского хозяйства, приборостроения, развития морских и аэропортов, строительства и ремонта

Что русскому здорово, немцу – смерть. Эта поговорка родилась еще три века назад. Когда немцы, приехавшие по приглашению Петра преобразовывать Россию, описывали проблемы, привычно не замечаемые нашими соотечественникам (морозы, распутицу, жилища, транспорт), словом «шмерц» – горе, печаль. Впрочем, несмотря на печаль, трудились немцы всегда хорошо. Они строили Петербург (Фельтен, Штакеншнейдер, Тон), строили корабли (Невский судостроительный завод, Охтинское адмиралтейство) и станки в Коломне; финансировали производство и резиновых калош на «Треугольнике», и пороха в Шлиссельбурге. В царской России работали филиалы «Сименса и Гальке», «Лесснера», «Шихау».

За века изменилось немногое.

В России те же морозы и прочие извечные беды. А немцы вновь, несмотря на «шмерц», упорно трудятся. Райнер Линдрен, глава Восточного комитета Союза немецкой промышленности, уверяет, что в России работают около 6100 немецких предприятий, охватывая сферы автомобилестроения, здравоохранения, сельского хозяйства, приборостроения, развития морских и аэропортов, строительства и ремонта.

Политики на основании таких цифр делают громкие заявления о том, что никогда Германия не применит к России реальных экономических санкций из-за Крыма, поскольку для нее самой это смерти подобно. Но так ли это на деле?

Попробуйте отыскать хотя бы пару сотен из этих 6000 предприятий. И вы убедитесь, что большинство «немцев» трудится в России, надев шапку-невидимку.

Сборка немецких BMW в российском Калининграде

Сборка немецких BMW в российском Калининграде

Во-первых, филиалов и представительств «настоящих» немецких фирм в России по данным 2008 года всего 1816, и вряд ли к сегодняшнему дню число их сильно увеличилось. Около 800 российских предприятий зарегистрировано со 100% участием германского капитала. Остальные, по всей видимости, вообще лишь предприятия с германским участием (то, что называлось «совместные»).

Во-вторых, перечень крупных немецких производителей товаров или услуг, работающих в России, будет немногим длиннее списка столетней давности.

Какие немецкие фирмы у нас в России на слуху? БМВ – в Калининграде, Фольксваген – в Калуге, Даймлер на УАЗе. Что еще? «Вечный» Сименс, Шеффлер, Кнауф, Адидас, Гильдемайстер, Хенкель, Метро.

Хватило двух рук, если загибать пальцы.

Специалисты, пожалуй, добавят к перечню Дойче Банк и Дойче Бан, БАСФ и Дойче Аэроспейс (партнеров Газпрома, РЖД, Авиадвигателя) …

А где, где остальные тысячи предприятий, упомянутых Линдреном?..

Они есть. В Петербурге это страховщики из ЭРГО Лайф, обувщики из Даихманна и Томаса Мунца, экспедиторы из СТС Интернэшнл, пивовары из Hacker-Pschorr, приборостроители из Мессера, производители и сбытчики автохимии Ликви Моли, даже уборщики из Кархера.

Они есть, но мы о них ничего не слышим по причине их незначительности. По оценкам того же Восточного комитета на немецких предприятиях работают в России около 50 тыс. человек. Если учесть, что только у Метро около 20 тыс. сотрудников в России, плюс Кнауф предоставил более 7 тыс. рабочих мест… Уберите всех «гигантов» – много ли людей останется в прочих фирмах?

Может, в самой Германии промышленность сильно завязана на наш рынок? Ведь мы сами сегодня довольно ощутимо зависим от немецких поставок. Они покрывают около 40% импорта оборудования и машин, 18% – медицинских препаратов, 33% – кожаной обуви, 12% – мясопродуктов и мяса.

Да, по примерным подсчетам от 300 до 500 тыс. рабочих мест в Германии зависят от экономического сотрудничества с Россией. На российский рынок приходится около 3,9% производства немецких автомобилей и 4,8% германских станков; пятая часть животных жиров и масел отправляется из ФРГ в Россию, а вместе с ними около 6-7% семян.

Однако, в общем внешнеторговом обороте доля тех же жиров не превышает 0,03%, а семян – 0,02%.

Эксперты Института мировой экономики в Киле заключили, что введение экономических санкций против России заденет отдельные компании, но не нанесет ущерба немецкой экономике в целом – экспорт сократится не более чем на 3,5%. А экспортеры быстро восполнят потери на других рынках.

Конечно, Сименс, Фольксваген и иже с ними будут недовольны. Но в целом «немцу» экономическая смерть от того, что он перестанет слать нам станки, семена и кроссовки, явно не грозит.

Впрочем, если уж быть совсем честным, ФРГ не менее сильно, чем мы от нее, зависит от поставок нашего сырья. Согласно данным Федерального статистического агентства Германии 2013 года доля России в общем экспорте ФРГ по нефти – 32,5%, по газу – 29,7, по нефтепродуктам – 16, 1, по алюминию – 7,8 процентов. Но что-то я пока не слышал, что мы собираемся вводить сырьевые санкции против Германии. Да и это уже совсем другой вопрос, требующий отдельного рассмотрения.

Пока же можно резюмировать, что «угроза» экономических потерь вряд ли может остановить Германию с введением санкций. Понятно также, что крупные немецкие бизнес-игроки не станут совсем прекращать сотрудничество с Россией. Фольксваген уже потратил на российское направление миллиард евро, Сименс за последние несколько лет вложил более 800 миллионов. Они эти инвестиции просто так не бросят. Но дальше вкладываться временно поостерегутся. Поэтому в любом случае (даже если санкции реально не будут введены), следствием кризиса на Украине и в Крыму для российско-германских экономических отношений может стать сокращение объемов торговли и утрата инвестиционных возможностей.


4 комментария

  1. Алла пишет:

    К сожалению, Standard & Poor’s уже понизил кредитный рейтинг России до уровня 2003 года. Неприятно. Хотя и не смертельно. А вот Украина вероятно, будет более аграрной, если продолжит рвать в одностороннем порядке и так слабые экономические связи с Россией. Закроются предприятия, которые выпускали продукцию для России, народ пойдет осваивать чернозем.

    • Вряд ли будет польза от украинского чернозема, т.к. после вступления Украины в евросоюз для украинских продуктов станут закрыты и европейский и российский рынки. Европейским стандартам их пищевка не соответствует, и без сильной господдержки не выдержит конкуренции с европейскими производителями. А от России сами отказываются.
      Так что Украина не будет ни промышленной, ни аграрной.

      • Алла пишет:

        Кормить население нужно будет в любом случае. Война-войной, а обед – по расписанию. Если никто продукты покупать не будет за границей, будут есть внутри страны. Так как ввозить продукты скоро будет не на что, то аграрный сектор может приподняться, не так ли?)))
        Как в любую из гражданских войн, выигрывает сельское население..

        • Чтобы кормить все население при теперешних урожайностях достаточно, чтобы на селе работало 5-10% населения. Да и эти аграрии не сильно приподнимутся, т.к. их покупатели в городах будут без заработков.
          Нет, практической пользы от этой бучи никому внутри Украины не будет. Только их иностранным спонсорам.

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: