Skip to content
 

Оптимизация системы поставок грузов из Китая в Россию

Экспертная сессия конференции «Бизнес с Китаем»

Александр Гумель, руководитель отдела логистики группы компаний «Вента»

В ходе деловой программы II Международной выставки-конференции «Бизнес с Китаем», состоявшейся в ноябре 2013 года и о которой мы уже писали, отдельная экспертная сессия была выделена для обсуждения вопросов о логистике.

Как оптимизировать расходы на доставку товаров из Китая? Какие новые возможности появляются в этой сфере, и в частности, в чем заключается потенциал порта Усть-Луга? Какое значение на китайском направлении имеет Казахстан? На эти и другие вопросы ответил Александр Гумель, руководитель отдела логистики группы компаний «Вента».

Оптимизация расходов

Для демонстрации методов оптимизации расходов в качестве примера был выбран маршрут Шанхай-Москва. Как известно, доставка по морю является самым недорогим способом транспортировки, так что для начала были определены варианты морской контейнерной перевозки по обозначенному маршруту. Указанные цены актуальны на февраль 2014 года. Приведенные цены взяты из реальной практики международных грузоперевозок компании «Авелана Логистик», входящей в группу «Вента».

1. Шанхай – Владивосток – Москва.

Из Шанхая до Владивостока груз идет морем. Во Владивостоке груз растамаживается, контейнер перегружается на ж/д платформу и отправляется в Москву. В среднем, срок доставки составляет 30 дней; стоимость доставки 20-футового контейнера $4370, 40-футового контейнера – $6870.

2. Шанхай – Новороссийск – Москва

Из Шанхая груз следует морем до Новороссийска. В Новороссийске осуществляется таможенное оформление, контейнер перегружается на автотранспорт и следует далее в Москву. Средний срок доставки составляет 40 дней, стоимость доставки 20-футового контейнера – $3890, 40-футового контейнера – $5540.

3. Шанхай – Усть-Луга – Москва

Первая часть пути, из Шанхая до Усть-Луги, также осуществляется морем. В Усть-Луге груз проходит таможенное оформление, а дальше есть два варианта доставки.

Из Усть-Луги в Москву груз можно доставить автомобильным транспортом. Расстояние по трассе всего 810 км, которые машина должна преодолевать за 18 часов. Однако не всегда получается подъезжать к городу ночью (въезд в столицу для грузового транспорта открыт с 22 до 06 часов утра), да и пробки на дорогах – не редкость. Так что, в среднем, учитывают минимум один день пути.

Транзитное время Усть-Лужского экспресса до Москвы - 21 час

Второй вариант доставки контейнера из Усть-Луги в Москву – контейнерный поезд «Усть-Лужский экспресс». Линейные судозаходы в порт Усть-Луга осуществляются в первой половине недели (до среды), два дня занимает таможенное оформление, а в субботу в 19:44 контейнер на «Усть-Лужском экспрессе» уходит в Москву. Гарантированное время в пути – 21 час. При этом тарифы на железнодорожную перевозку по маршруту Усть-Луга – Москва ниже, чем на автодоставку. Разница составляет примерно 350 евро на 20-футовый и 100 евро на 40-футовый контейнер.

Общий срок доставки по маршруту Шанхай – Усть-Луга – Москва, в среднем, составляет 43 дня, стоимость доставки 20-футового контейнера – $3340, 40-футового контейнера – $5225.

4. Шанхай – Санкт-Петербург – Москва

Отрезок пути из Шанхая в Санкт-Петербург груз проходит по морю. По прибытии осуществляется таможенное оформление на Балтийской таможне. И далее автотранспортом доставляется в Москву. Средний срок доставки составляет 40 дней, стоимость доставки 20-футового контейнера – $3585, 40-футового контейнера – $5240.

Александр Гумель: «Метод оптимизации расходов на примере доставки грузов по маршруту Шанхай-Москва вполне очевиден – чем большее расстояние груз проедет по морю, используя самый дешевый вид транспорта, тем ниже будет стоимость доставки. То есть это варианты Шанхай-Усть-Луга-Москва и Шанхай-Санкт-Петербург-Москва. И, если выбирать дальше, более оптимальным маршрутом будет первый. По трем причинам.

Во-первых, порт Усть-Луга – это современный, глубоководный и незамерзающий порт с 13-ю действующими терминалами, который находится в 70 км от границы Санкт-Петербурга. Грузооборот порта в 2012 году составил 46,79 млн т, а за 9 месяцев 2013 года объем перевалки вырос до 45, 7 млн т (+37,9%), превысив при этом аналогичные показатели большого порта Санкт-Петербург. Все основные морские линии имеют судозаход в порт Усть-Луги.

Во-вторых, Усть-Луга относится к кингисеппской таможне, имеющей, кстати, пост и для акцизных товаров. Грузы, прибывающие в большой порт Санкт-Петербург, проходят оформление на Балтийской таможне.

Третье преимущество Усть-Луги заключается в наличии альтернативы доставки до Москвы: из Усть-Луги груз можно вывезти как автотранспортом, так и на «Усть-Лужском экспрессе» по железной дороге».

Морская перевозка является самым дешевым видом доставки, и самым медленным. Поэтому, если приоритет смещается со стоимости на срок доставки, рассматриваются варианты железнодорожных перевозок.

Железнодорожные перевозки из Китая

Ж/д перевозки - оптимальный способ доставки негабарита на большие расстояния

Благодаря железнодорожному транспорту можно перемещать любые виды груза, в том числе негабаритные и тяжеловесные, на действительно большие расстояния. Существуют железнодорожные маршруты и на китайском направлении.

1. Шанхай – Забайкальск – Москва

На первом этапе выполняется железнодорожная доставка контейнеров от Шанхая до границы с Россией – Маньчжурии.

При пересечении китайско-российской границы, из-за разницы в ширине колеи железных дорог, необходимо осуществить перегрузку контейнера с платформы одной колеи на платформу другой колеи. После пересечения границы груз движется от Забайкальска до Москвы. Общий срок доставки, в среднем, составляет 25 дней, стоимость доставки 20-футового контейнера – $4615, 40-футового контейнера – $7400.

2. Шанхай – Алма-Ата – Москва

Перевозка грузов из Шанхая по железной дороге транзитом через Казахстан выполняется через пограничный переход Достык (Дружба) – Алашанькоу, где на грузовом терминале контейнеры перегружаются на железнодорожные платформы, используемые в СНГ. На погран. переходе оформляется таможенный транзит до Алма-Аты, в Алма-Ате груз растамаживается и следует далее до Москвы.

3. Шанхай – Чжэнчжоу – Гамбург – Усть-Луга – Москва

Грузовой поезд из Чжэнчжоу до Гамбурга идет через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу. Далее груз переправляют в порт Усть-Луги, откуда на «Усть-Лужском экспрессе» доставляют в Москву. Общий срок доставки составляет, в среднем, 25 дней. В случае, когда приоритетом является скорость доставки, этот вариант будет оптимальным, так как он дешевле, чем авиа- или автомобильная доставка.

Возможности Казахстана

Инвио, представительство ГК "Вента" в Казахстане, предоставляет таможенные и транспортные услуги

Всё чаще при перевозке грузов из Китая используется автомобильный маршрут через Казахстан. Немало поспособствовал этому заключенный в 2010 году договор о Едином Таможенном Пространстве Таможенного Союза, позволивший выпускать грузы в свободное обращение в Алма-Ате и везти уже растаможенный товар в Россию. Выигрывает этот маршрут и по срокам – от китайской границы до Москвы груз идет 11 дней.

Александр Гумель: «Вариант доставки грузов из Китая автомобильным транспортом через Казахстан занимает промежуточное положение между перевозками морем (дешево, но не быстро) и авиаперевозками (быстро, не дешево).
В нашей компании работу на этом маршруте организовали следующим образом. Товары со всего Китая консолидируются на складе представительства группы компаний «Вента» в г. Урумчи (Китай), где оформляется вся необходимая документация. Автомобильную перевозку из Урумчи в Алма-Ату и последующее таможенное оформление осуществляет компания «Инвио», представительство группы компаний «Вента» в Казахстане. И далее уже растаможенный груз отправляется конечному получателю. Этот вариант быстрой и относительно недорогой доставки удобен для получателей Западной и Центральной России».

Общие рекомендации

Выстраивая логистику товарных потоков из Китая в Россию важно помнить, что каждая перевозка требует индивидуального подхода. Место отправления и получения, характеристики груза, запланированный бюджет на перевозку и таможенное оформление, желаемые сроки доставки – на выбор оптимального маршрута влияют все эти факторы.

А иногда в процесс вмешиваются события политического и экономического характера. Например, образование Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана. И тогда появляются новые логистические решения: автомобильная доставка из Китая в Россию через Казахстан – современный Шёлковый путь.

Самый дешевый способ доставки грузов из Китая - перевозка морем

Перераспределение грузопотоков на рынке происходит и с появлением новых серьезных участников. Яркий пример тому – порт Усть-Луга, начавший свою работу всего 10 лет назад. По имеющейся статистике за 2013 год грузооборот порта Усть-Луга уже превысил аналогичные показатели большого порта Санкт-Петерубрг.

Подобные трансформации находят отклик и в логистических компаниях. К примеру, компания «Авелана Логистик», подразделение ГК «Вента», зафиксировав стабильный рост грузопотоков, идущих через новый порт, разработала и запустила альтернативный вариант доставки грузов из Усть-Луги в Москву – контейнерный поезд «Усть-Лужский экспресс».

Так существует ли универсальный метод оптимизации расходов на доставку грузов из Китая? Да, и вполне очевидный – чем большее расстояние груз проедет по морю, используя самый дешевый вид транспорта, тем ниже будет стоимость доставки. А за остальными рекомендациями лучше обратиться к специалистам – ведь мир логистики не стоит на месте.


Один комментарий

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: