Skip to content
 

Утилизационый сбор на автомомбили не устраивает Минэкономразвития и другие министерства

Утилизационный сбор ударит по перевозчикам и приведет к росту инфляции после вступления в ВТО

Утилизационный сбор не только компенсирует потери таможенных сборов после вступления в ВТО, но и дополнительно увеличит цену автомобилей иностранного производства

Утилизационный сбор не только компенсирует потери таможенных сборов после вступления в ВТО, но и дополнительно увеличит цену автомобилей иностранного производства

Через несколько дней, с 1 сентября, должно вступить в силу постановление правительства, которое  установит ставки Утилизационного сбора. Но постановление до сих пор не принято. Министерства высказывают свои претензии к этому проекту.

Формально, по заверениям чиновников, утилизационный сбор направлен “на обеспечение экологической безопасности”, на деле — компенсирует произошедшее из-за вступления РФ в ВТО снижение пошлин на ввоз автомобилей. Платить новый сбор придется, прежде всего, импортерам автомобилей (в том числе и физлицам, для которых ввозные пошлины не изменились). Отечественные производители (включая иностранные автоконцерны, запустившие сборку в России) от платежа освобождаются — в случае если возьмут на себя обязательства утилизировать свою продукцию.

В имеющемся виде утилизационный сбор не только компенсирует потери таможенных сборов после вступления в ВТО, но и создает дополнительную финансовую нагрузку на тех, кто приобретает автомобили иностранного производства.

Проект введения утилизационного сбора, разработанный Минпромторгом, не устраивает заинтересованные ведомства: Минтранс, Минэкономразвития и Федеральную таможенную службу (ФТС) не устраивают размеры ставок и коэффициентов для расчета утилизационного сбора. В проекте  не приведены финансово-экономические расчеты, которые обуславливали бы введение именно таких базовых ставок и коэффициентов для расчета размера утилизационного сбора.

Размеры утилизационного сбора

Следующие ставки заложены в проект Минпромторга.

На легковые машины массой до 3,5 т с объемом двигателя не более 1 л сбор будет таким же, как для авто с электродвигателями. На новую сбор составит 17,2 тыс. рублей, за  - около 106 тыс. рублей. Новые авто, оснащенные двигателями не более 3 л, были оценены в 51 тыс. рублей, старые — чуть более 300 тыс. рублей. Двигатели свыше 3,5 л обойдутся в 110 тыс. (новая), на старую машину стоимость будет увеличена до 700,2 тыс. рублей.

Для машин, ввозимых физлицами, будет действовать отдельный тариф. За новое авто придется заплатить 3 тыс. рублей, а за старую — порядка 5 тыс. рублей.

Самые большие ставки утилизационного сбора назначены на грузовые автомобили. На новые грузовики ставки варьируются от 75 тыс. до 450 тыс. рублей, тогда как за старые транспортные средства этой категории ставки достигают почти 1,8 млн рублей. Дороже обойдутся автобетоносмесители, на них утилизационный сбор составит почти 2 млн.

За новые автобусы объемом двигателя не более 2,5 л чиновники хотят назначить цену 90 тыс. и 150 тыс. рублей — за старые. За более мощные модели с объемом двигателя свыше 5 л ставка составит около 240 тыс. и 660 тыс. рублей за старый автобус.

Претензии к утилизационному сбору от Минтранса – произойдет повышение стоимости перевозок и рост инфляции

Согласно мнению Минтранса, если ставки и коэффициенты окажутся необоснованно завышенными, это может привести к ряду негативных последствий: повышению стоимости перевозок, снижению объема перевозимых грузов российскими транспортными компаниями, ухудшению их возможностей по обновлению парка движимого состава, уходу с рынка малых и средних предприятий, потере рабочих мест, повышению транспортной составляющей в стоимости грузов, росту инфляции, а также к существенному снижению конкурентоспособности российских автоперевозчиков на рынке международных перевозок.

Позиция Минэкономразвития и ФТС – машины будут опять ввозить через Белоруссию, а бюджет России потеряет поступления

Приведенные в проекте размеры ставок и коэффициентов не нравились также Минэкономразвития и ФТС. В ходе межведомственного согласования были учтены замечания Федеральной Таможенной службы, согласно которым принятие ставок утилизационных сборов в размерах, установленных законопроектом, создаст неравные условия для ввоза транспортных средств в государствах — членах Таможенного союза (ТС). Например, обращала внимание ФТС на автобусы длиной более 11,5 м — во всех государствах — членах ТС будет действовать нулевая ставка, а в России с них предлагается взимать еще и утилизационный сбор в 637,5 тыс. рублей за единицу.

На новые автокраны во всех государствах — членах ТС будет действовать ставка в 10%, а в России размер утилизационного сбора составит 555 тыс. рублей за единицу товара. ФТС и Минэкономразвития говорят о том, что общая сумма таможенных платежей в совокупности с утилизационными сборами, взимаемая с автомобилей в России, может быть выше, чем аналогичные платежи на территориях Белоруссии и Казахстана. Это может привести к увеличению объемов ввоза автомобилей на территорию России через указанные республики, а следовательно, к потерям федерального бюджета за счет недоплаты НДС и других налогов при импорте автомобилей.

Как считают в Минэкономразвития, размеры коэффициентов утилизационного сбора требуют дополнительной проработки, в том числе в связи с установлением комбинированных ставок на отдельные виды транспортных средств, а также введением отдельных категорий (например, легковые автомобили с электродвигателями, также ввозимые физлицами для личного пользования).

Минфин против дополнительных расходов на контроль за утилизацией автомобилей

В Министерстве финансов также считают, что проект постановления требует доработки. В частности, Минфину не нравится, что МВД наделяется дополнительными полномочиями — законопроектом предполагается, что ведомство формирует и ведет реестр транспортных средств, в отношении которых принято обязательство по обеспечению безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. Эти новые функции силового ведомства приведут к увеличению численности его служащих, а следовательно, к увеличению расходов на их содержание, а также к дополнительным расходам на ведение самого реестра. Также Минфин против дополнительных расходов на Росприроднадзор, которые служба понесет, если займется размещением на своем сайте информации о местонахождении пунктов приема автотранспортных средств, подлежащих утилизации.

Из-за утилизационного сбора импортные автомобили подорожают

В данных расчетах прослеживается очевидная логика, связанная с ограничением ввоза в РФ автомобилей с пробегом.

Стоимость утилизации автомобиля не зависит от его возраста. Но в предложенном проекте ставка утилизационного сбора на 6–7-летний автомобиль в несколько раз выше, чем на новый. Налицо очередной вариант «заградительных» платежей. Появление в России утилизационного сбора является реакцией российских чиновников на вступление России в ВТО.

Т.е. данный утилизационный сбор направлен на то, чтобы увеличить стоимость импортных автомобилей. Спасти «АвтоВАЗ» и защитить КамАЗ, и при таких тарифах, скорее всего, удастся.

По материалам, опубликованным в Известиях и на сайте TKS.


Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: