Skip to content
 

Логистика через Казахстан – ожидания и факты

Таможенный контроль на внешних границах Таможенного союза в действии

Предпосылки к выходу на казахский рынок

Одно из преимуществ Казахстана - выгодное географическое расположение

Одно из основных правил в логистическом бизнесе заключается в наблюдении. Наблюдении за географической, политической и экономической картами мира. Чтобы действовать в соответствии с происходящими изменениями.

В середине 2010 года, с созданием Таможенного союза, начался приток российских предпринимателей в Казахстан, чей рынок и до сих пор отличается от РФ более низкими налоговыми ставками и лояльными условиями для создания малого и среднего бизнеса.

Чуть больше года назад таможенный контроль ушел на внешние границы Таможенного союза, открыв, тем самым, возможность быстро и относительно недорого доставлять грузы из Китая в Россию автомобильным и железнодорожным транспортом. И к тому же масштаб производства в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР (Иу и Урумчи), соседствующем с Казахстаном, практически достиг шанхайских объемов, сохранив при этом более низкую закупочную стоимость.

Как итог – всё возрастающий грузопоток через и в Казахстан, в том числе и из северных регионов Китая, проходящий таможенное оформление в Алма-Ате. А где грузопоток, там и таможенный брокер. Поэтому неудивительно, что руководство ГК «Вента» в январе 2012 года приняло решение о необходимости создания собственного представительства в Казахстане.

А весной 2012 года контейнерные линии подняли ставки фрахта.

Каковы позиции ГК «Вента» на маршруте Китай-Казахстан-Россия и что там сейчас происходит? Какие особенности следует учитывать при работе с казахами? Каким образом осуществляется таможенный контроль на китайско-казахстанской границе? Участвует ли в процессе российская сторона? Как эти и другие факторы влияют грузопоток? Об этом и многом другом рассказывает Андрей Руцман, заместитель директора представительства ГК «Вента» в г. Алма-Ата.

Открытие представительства ГК «Вента» в Казахстане

Условия

Выход на новый, тем более, иностранный рынок требует от компании больших вложений, финансовых и временных, а от ее сотрудников усилий, терпения и опыта. Что такое открытие представительства таможенного брокера в другой стране? Это создание организации, поиск помещения, подбор кадров, анализ обстановки, заявление о себе в гос.структурах, получение брокерской лицензии. А еще необходимо прочувствовать менталитет. И узнать местные тонкости ведения логистического бизнеса.

Теперь у ГК "Вента" есть собственное представительство и в Казахстане

Андрей Руцман: «Притирка – так можно охарактеризовать суть моей первой длительной поездки в Алма-Ату, состоявшейся в марте 2012 года. За полтора месяца, что я там провел, мне удалось наладить контакт с нашими казахскими партнерами, с которыми, не смотря на давние хорошие отношения, совместно работать еще не приходилось. Также я нашел и подготовил помещение под офис, собрал документы, необходимые для открытия фирмы. Присмотрелся к стилю работы местных компаний в сфере логистики, к их взаимоотношениям с таможней, страховыми и транспортными компаниями. То есть на ситуацию в целом. К сожалению, увиденное меня не очень обрадовало. Присутствие, высокой даже по российским меркам, коррупционной составляющей и отношение многих людей к этой ситуации как к нормальной, влияние родственных связей на кадровый состав, в том числе и в государственных структурах, недостаток квалифицированных декларантов. И, к сожалению, это еще не полный список».

Тяжелые условия не остановили, ведь наличие собственного представительства в Казахстане для ГК «Вента» на сегодняшний день имеет большое значение. Во-первых, можно эффективно использовать географическое положение этой страны. Авто и железнодорожная перевозка из Китая в Россию через Казахстан сразу же дает выигрыш по срокам (от китайской границы до Москвы груз идет 11 дней). К тому же, этот путь весьма конкурентоспособен популярному маршруту через Дальний Восток. Во-вторых, выгодное отличие размера таможенных пошлин при таможенном оформлении на казахстанской границе. Разумеется, работа продолжилась.

Трудности

Андрей Руцман: «На следующем этапе я столкнулся с двумя взаимосвязанными вопросами: как избежать коррупции в таможенных структурах и где найти квалифицированных декларантов. В решении первой трудности очень помогли наши партнеры, знающие специфику региона. Вторую задачу – хорошие кадры для представительства – не без неожиданных трудностей, но решить также удалось. Можно было начинать отправки.

Увы, наша первая машина, как первый блин, вышла комом. Точнее дровами. Не закрепили должным образом при очередной перегрузке мебель. Можно представить, в каком виде получил свою доставку заказчик. Но даже из такой ситуации мы вынесли положительный опыт. Мы стали предлагать клиентам страхование груза на полную его стоимость. А так же, повысили ответственность транспортных фирм за перевозку наших грузов. И стали уделять повышенное внимание к упаковке товара. Объясню почему мы рекомендуем страховать товар на полную стоимость. В большинстве случаев, компенсация при потере/порче незастрахованного груза составляет 8 СДР за килограмм.

SDR – искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. К примеру, на сегодняшний день 1 SDR равен 0,6600 доллара США или 0, 4230 евро (или 0,1110 фунта стерлинга или 12,1 иен).

И вот представьте, что у Вас пропала тонна ноутбуков общей стоимостью в миллион долларов. На что Вам рассчитывать, если груз не застрахован? Правильно, на 8000 SDR, то есть на 5280 долларов. Или все же заплатить 0, 25% от стоимости груза (что составит 200 долларов) в качестве страховки и, в непредвиденном случае, получить достойную Вашего груза выплату? Думаю, правильный выбор очевиден».

Возвращаясь к вопросу о коррупции. Ни для кого не секрет, что одна из серьезных проблем Казахстана, была и есть, – «серые» товарные потоки. Попросту говоря, контрабанда. Эту тему российские и казахские чиновники обсуждали и до переноса таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза и после. Со стороны РФ, а именно по заверениям руководителя Федеральной таможенной службы России Андрея Бельянинова, для помощи в устранении подобных проблем, предполагалось присутствие специалистов российской таможни на казахской границе.

Андрей Руцман: «Разумеется, что компанию «Вента», как таможенного брокера, занимающего исключительно законными перевозками, перед выходом на казахский рынок сильно волновал вопрос – а возможно ли там построить честный бизнес? К счастью для нас, над решением этой проблемы действительно начали работать и довольно серьезно. Во-первых, около года назад проводилась глобальная проверка таможенных органов, по результатам которой был произведен арест 68 человек. Во-вторых, усилены меры безопасности при прохождении китайско-казахстанской границы и введено обязательное сопровождение грузовых машин сотрудниками КНБ и Финпола на всем пути следования от границы до таможенного терминала в Алма-Ате. И, наконец, на самом терминале постоянно присутствует комиссия (КНБ, ФИНПОЛ, таможня), проверяющая все грузы на наличие контрабанды. Такой строгий режим контроля сохранится еще как минимум 6 месяцев. Конечно, тотальная проверка отражается на скорости прохождения таможни. Но нам, даже не смотря на это, подобная система только на руку – все наши грузы проходят таможенное оформление в соответствии со всеми правилами и нормами, так что, в конце концов, и в Казахстане мы заработаем заслуженную репутацию добропорядочного, законопослушного брокера.

Таможенные органы – не единственная структура, с которой нам приходится выстраивать отношения. Опыт общения с казахскими и китайскими подрядчиками привел нас к мысли о необходимости заключения специализированных договоров с транспортными компаниями. Причина этому – кадровый состав. Для примера. Один из водителей загрузил к себе в кабину 20 ящиков пива (для начальника, по его словам) и поехал с ними, как с личными вещами, то есть без документов и планов на оплату пошлины, через границу. Хорошо, кое-как, но ситуацию урегулировали. Однако на этом водитель не остановился. Отчего-то решив, что сопровождение органов безопасности освобождает его от какой бы то ни было личной ответственности, этот человек решил выпить пиво по дороге от границы до таможенного терминала. Прямо за рулем. Ну что тут скажешь? Другой персонаж потерял важные документы, без которых не выехать из Китая. Ждал на границе, пока ему привезут дубликат. Водители еще одной машины вообще пропали, когда их уже ждала колонна сопровождения. Поэтому теперь с каждой транспортной компанией будет заключаться договор, в котором будут прописаны все обязанности и ответственность сторон. И этот договор будет подписывать каждый водитель. Кроме того, будет введена отчетность. К примеру, за каждые произведенные на маршруте погрузо-разгрузочные работы».

Достижения

Сегодня, спустя шесть месяцев после принятия решения о необходимости выхода на казахстанский рынок, офис ГК «Вента» в Алма-Ате это лицензированный таможенный брокер, состоящий из восьми высококвалифицированных сотрудников, которые пропускают 15 машин и 20 контейнерных вагонов в месяц.

Андрей Руцман: «Не смотря на все сложности, с которыми нам приходится сталкиваться, работа налаживается. Да и обстоятельства тому способствуют. Нам уже удалось составить ценовую конкуренцию дальневосточному маршруту и по логистической и по таможенной составляющей. К тому же, все товары, которые раньше покупали в Шанхае, теперь с легкостью можно найти в Урумчи или Иу. К примеру, некоторые сети гипермаркетов, такие как Ашан, Окей или Метро, закупаются именно там.

Доставка грузов по железной дороге: быстрее, чем по морю; дешевле, чем автотранспортом

Не вызывает теперь особенных опасений и непосредственно дорога через Казахстан. Усиленные меры безопасности, сопровождение от границы до таможенного поста, а в нашем случае еще и страхование груза, обеспечивает уверенность в сохранности товаров. Так что естественно, что грузопоток постоянно растет.

Одно из наших крупных достижений за время работы в Казахстане – мы привезли груз для самих казахов. Причем наш клиент, крупная компания-монополист, – Казахтелеком. Они сотрудничеством с нами остались довольны, так что мы рассчитываем на долгосрочные перспективы.

Усиливаем свои позиции и на железной дороге, это набирающий все большую популярность способ транспортировки через Казахстан. Его выгодно отличают достаточно высокая скорость доставки при совершенно приемлемой стоимости.

Конечно, говорить что-либо о будущем гарантированно пока еще сложно. Регион только начинает развиваться. Но половину поставленного на год плана – 30 машин и 50 контейнеров в месяц – представительство в Алма-Ате уже выполняет. Думаю, в скором времени на маршрут Китай-Казахстан-Россия перейдут многие, в том числе и из тех, кто до сих пор использует путь через Дальний Восток. Начнется движение грузов и из России в Казахстан, так как здесь условия для малого и среднего бизнеса очень и очень лояльные. К примеру, принят мораторий на проверку подобных предприятий. Занимайся, чем хочешь. В рамках закона, разумеется. Так что сейчас некоторые русские предприниматели пытаются освоить казахстанский рынок.

Конечно, стартовать трудно, тем более в другой стране. Не все получается с первого раза. Главное, делать из своих ошибок правильные выводы. И вносить коррективы в работу. Потому что закрепляться в Казахстане надо, и не только в Алма-Ате. Следующий наш шаг – Актобе, город на западе страны, крупнейший в ее европейской части. Он имеет очень выгодное расположение для европейских грузопотоков. Хотя это пока еще только планы».

Казахстан. Инструкция по применению

По мнению экспертов в сфере логистике, Казахстан сегодня – это перспективное направление для развития бизнеса. Экспедиторские компании, торговые организации, и, конечно, таможенные брокеры при грамотном выходе на казахский рынок могут приобрести выгодные для себя позиции на многих торговых маршрутах.

Правда, условия для работы в Казахстане простыми назвать нельзя. Заложенное менталитетом влияние родственных связей, пока еще не решенная проблема коррупционной составляющей во многих отраслях, разница в скорости работы и просто национальные отличия – всё это несколько затрудняет продвижение российских компаний на казахском рынке.

Отношения между Россией и Казахстаном с каждым годом становятся все более дружественными

Однако эти трудности вполне компенсируются другими обстоятельствами. Образование Таможенного союза, экономический рост в приграничных регионах Китая, повышение ставок фрахта на морские перевозки – эти и другие факторы уже дали старт крупному грузопотоку через Казахстан, тем самым значительно повлияв на уровень развития страны в целом. Положительно сказывается на ситуации и наличие благоприятных условий для создания мелкого и среднего бизнеса, ощущается приток предпринимателей, в том числе и из России. Кроме того, не остаются без внимания и серьезные проблемы: безопасность перевозок по территории Казахстана и «серые» товарные потоки. Введенная система по обязательному сопровождению грузов от границы и усиленный контроль на таможенном посту при участии специально созванной комиссии позволяют гарантировать сохранность груза и его правильное таможенное оформление.

Так что, учитывая положительную динамику развития в регионе и опираясь на опыт ГК «Вента», которая всего лишь за полгода смогла вывести свое представительство в Алма-Ате на достойный уровень, можно сделать вывод – предпринимателям, которым выгодно использовать Казахстан в своих товарных маршрутах, не стоит бояться нового рынка. Следует освоить новые перспективы, самостоятельно или с помощью компании «Вента», и сделать логистику максимально эффективной.


17 комментариев

  1. Андрей пишет:

    А сборные грузы через Казахстан тоже возите? Какие сроки получаются?

  2. Rustam пишет:

    Предпосылки к выходу на казахский рынок, Какие особенности следует учитывать при работе с казахами? – тут вы даете рекомендации и информацию для русских или россиян? Если россиян (граждан РФ – русских, украинцев, бащкир,ингушей, немцев и т.д.), то у меня к вам небольшая просьба – замените слово “казахский” в данных местах на “казахстанский”, пожалуйста.

  3. Андрей Руцман пишет:

    Rustam, я имел в виду россиян. Неточности в статье скорректируем. Спасибо, что обратили на это внимание.

  4. Антон пишет:

    Страховка, конечно, нужна. только 0,25% от миллиона будет 2500 долларов, а не 200 долларов.

  5. Юлия пишет:

    Очень интересно было взглянуть со стороны на себя)))) Спасибо за статью, МЫ УЧИМСЯ)))))

  6. николай пишет:

    20 тонн товаров народного потребления из Турции необходимо доставить из Алма-Аты до Новосибирска условия страхования сроки необходимые документы для оформления

  7. Askar пишет:

    Запустили станцию Алтынколь через чилик на жетыген, скорее всего свяжут станцию Чу и Жезказган а там и до Актау строят через Бейнеу,Саксаульский, так что Рашка скоро казахи за сиськи возьмут :evil:

    • Askar, Казахстану выгодно, что через него идет много грузов. Скоро не только в Россию, ни и дальше в Европу будут возить через Казахстан из Китая. Это во все времена Великим Шелковым путем называлось. У Казахстана положение становится все выгоднее. Казахстан зарабатывает на каждом проходящем через него грузе.

      • Mr.MaoTai пишет:

        Попыткой воссоздания древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА» (англ.: «TRACECA»), который порой называется «новым шёлковым путём». Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России. Секретариат программы находится в Баку. Что касается Казахстана..пока Россия разрешает грузы будут идти

        • Нашел упоминание об этом проекте только в Википедии. Видимо, с 98го года они дальше обсуждений не продвинулись, практической реализации пока нет.

          А вот магистраль Китай-Казахстан-Россия начали строить в 2009, и сейчас Казахстан свой участок уже заканчивает http://www.europe-china.kz/
          Закончить всю магистраль планируют в 2018-19 http://rbcdaily.ru/industry/562949980590121
          Кроме автомагистрали увеличивают пропускную способность железных дорог.
          Улучшения каждый год заметны. Так что Новый Шелковый путь в обход России не пойдет.

  8. Mr.MaoTai пишет:

    …шелковый путь всегда был в обход России. Конечно можно вспомнить и про проект авто дороги СПб-Шанхай…А пока “На границе Казахстана и Китая ужесточились меры таможенного контроля” 15.11.2013 http://www.customs-code.ru/the-news/455-news-ts/13868-kz-china-tk

  9. Айна пишет:

    Добрый день, пожалуйста, обновите статью – на сегодняшний день Руководитель таможенной службы не Карбузов К. – он подал в отставку в 2011 году, в связи с хоргосским делом. Вы должны быть в курсе.

  10. Yuri пишет:

    Грузы из Китая дешевле возить из Казахстана, Дордой уже не тот, казахи подняли ставки на границе не более 6 кг. груза с собой, швартовать во Владивостоке потом через трансиб дорого и глупо, товар получается в 1.5 -2 раза дороже чем тот же только из Казахстана.

  11. Игорь пишет:

    Добрый день!
    В продолжении нашего разговора. предлагаю сотрудничество с нашей компанией!
    Сообщаю Вам что мы занимаем лидирующие позиции на рынке разрешительной документации, у нас собственный штат экспертов, лабораторий, пожарных полигонов и мы вкладываем значительные средства в получение новых аккредитаций. Также курьерский отдел, выгодные партнерские предложения и многое другое.
    .

    По поводу цен и взаимоотношений, можно назначить встречу личную либо скайпе в любое удобное для Вас время.
    Так же вы можете узнать стоимость разрешительной документации ответив на список ниже.

    Высылаю Вам список документов по которым мы сможем, сказать Вам цену:

    1.Код ТНВЭД 2.Техническая документация: технический паспорт, чертёж или иная документация 3.Область применения 4.Партия или серийный выпуск. 5.Если серийный выпуск, то какой срок? С уважением Сусаев Игорь Александрович Менеджер по Сертификации
    Тел.: +7 (727) 225-42-12 доб.: 5432 Skype: sert_5432 сот. 87026688868

    Уважаемые Дамы и Господа!
    Компания “Certification Kaz Group” выражает Вам свое почтение и предлагает ознакомиться с краткой информацией о нас.
    Наша компания оказывает услуги на рынке сертификации с 2007 года и является одной из ведущих экспертных организаций на территории таможенного союза.

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: