Skip to content
 

Изменения таможенных пошлин в связи со вступлением в ВТО

Не следует ожидать существенного изменения таможенных сборов и изменения цен на товары после вступления России в ВТО

Не следует ожидать существенного измения пошлин на товары после втупления в ВТО

Не следует ожидать существенного измения пошлин на товары после втупления в ВТО

Россия  22 августа вступила в ВТО, став 156 членом этой организации. Закончился многолетний переговорный процесс.  Сегодня начался переходный период, который по многим видам товаров продлится до семи лет. Одними из условий присоединения к ВТО являются снижение ввозных таможенных пошлин и ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров.

В связи с этим потребители ожидают снижения цен в магазинах. Но не все так просто со снижением пошлин и цен…

На самом деле, наше правительство не собирается снижать объем собираемых таможенных платежей.

Например, на ввозимые автомобили Россия уже ввела утилизационный сбор. При этом даже в официальных сообщениях не скрывается, что утилизационный сбор пойдет не на утилизацию, а вводится для того, чтобы компенсировать снижение пошлин на автомобили иностранного производства.

Но введение дополнительных косвенных налогов, вроде утилизационного сбора, не единственный способ сохранить таможенные поступления на прежнем уровне. Для других групп товаров тоже есть методы добиться того, чтобы таможенные платежи не понизились. Давайте рассмотрим, как еще российская Таможня будет сохранять уровень поступления в бюджет от таможенных платежей.

Первое снижение пошлин вроде бы произошло уже с сегодняшнего дня – сразу после присоединения России к ВТО, но оно, в основном, затронуло товары, ставки тарифа на которые были повышены в 2007-2011 годах в рамках применения антикризисных мер для создания более комфортных условий для российских производителей. Это связано с тем, что по согласованным условиям вступления в ВТО, Россия должна применять пошлины, действовавшие в 2007 году.

Как известно, ставки таможенных сборов определяются по Единому таможенном тарифу ТС. В нем каждому коду ТН ВЭД назначена величина таможенного сбора. Казалось бы, в соответствии с буквой условий о присоединении России к ВТО, мы должны увидеть перечень кодов ТН ВЭД, действовавший в 2007 году, и такие же ставки таможенных сборов. Только так можно обеспечить возврат пошлин на уровень 2007 года. Но этого не случилось.

В приложенном файле находится таблица всех изменений, внесенных в справочник ТН ВЭД и в ставки пошлин в связи со вступлением в ВТО. Эти пошлины действуют с сегодняшнего дня. Всего изменения коснулись 1576 кодов ТНВЭД. При этом в перечне не только изменяются ставки таможенных пошлин, но и введены новые коды, которых не было в 2007 году, и исключены коды, которые в 2007 году действовали. Это означает, что товары теперь будут кодироваться по другим кодам и облагаться пошлинами по другим ставкам. Т.е. совпадения таможенных платежей с уровнем 2007 года не может быть в принципе!

Если говорить о других возможностях таможенников не допустить снижения таможенных платежей, то еще одним средством остается неоднозначность действующего перечня кодов ТН ВЭД. Один и тот же товар может быть отнесен сразу к нескольким кодам, имеющим разные ставки таможенного сбора. Поэтому один и тот же товар, оформляемый на разных таможенных постах или даже на одном и том же таможенном посту, но в разное время, может кодироваться разными кодами и облагаться разными ставками платежей. Следует ожидать, что теперь таможенники будут более настойчиво предлагать использовать те коды, по которым ставка платежей выше. Это понятно, таможенники выполняют план по сбору таможенных платежей. План по сбору платежей пока не корректировался в связи со вступлением в ВТО и корректироваться, очевидно, не будет.

А уж сложные товары, состоящие из различных предметов, так называемые комплекты или наборы, можно кодировать огромным количеством способов. Например, если в комплект станка входят сменные резцы и дополнительные приспособления, запчасти, смазочные материалы, измерительный инструмент, инструменты для монтажа и обслуживания, отдельно упакованные редуктора, приводы, станина и т.д. Все это может перевозиться в разных транспортных средствах или отгружаться постепенно. Такими комплектами являются не только оборудование или сложная техника, но и такие простые вещи, как парфюмерные наборы и, вообще, любые подарочные наборы, костюмы, состоящие из нескольких предметов и даже простейший швейный набор из нитки и иголки. И все это дает таможенникам широкие возможности для варьирования таможенного сбора.

Но самым главным средством, позволяющим поднять таможенные сборы, являются проходные цены. Их таможня, конечно, будет изменять в широких пределах и, понятно, не в сторону снижения. Да, товар тот же самый, что и в 2007 году, но минимальная цена, по которой вычисляется таможенный сбор уже изменилась – все товары дорожают.

Все эти сложности с вычислением таможенных сборов существуют потому, что государственный бюджет нашей страны на половину формируется из таможенных платежей. Не надо ждать, что после вступления в ВТО наше правительство и таможня допустят снижения поступлений в бюджет. Поэтому не надо ожидать, что реальные пошлины снизятся. Возможно, произойдет всего лишь перераспределение между различными перевозимыми товарными группами,  но в целом таможенные платежи не изменятся. Поэтому не надо думать, что вступление в ВТО приведет к заметному снижению цен на импортные товары на внутреннем рынке.


9 комментариев

  1. [...] 15%», говорится в документе. Мы тоже уже писали  том, что ставки таможенных пошлин после присоединения к ВТО не соответствуют [...]

  2. Vladimir пишет:

    зачем тогда вступать?????

  3. Владимир,
    этот вопрос сейчас у всех возникает, а ответ на него не понятен: граждане снижения цен в магазинах не увидят, сельхозпроизводители против вступления, отечественные промышленники – против, бюджет может потерять поступления от таможенных сборов (а тогда пострадает социалка и все остальное, что живет за счет бюджета).
    Тогда кто выгодопреобретатель? Ради чьих интересов наше правительство так настойчиво затаскивало страну в ВТО? Вот это, действительно, вопрос!

  4. мше пишет:

    Ну теперь нефти зато сможем больше продавать , и сырья,и люминий и чугуний ))и дерево тоже.

  5. Елена пишет:

    обращение к автору: перед написанием материала, изучите хоть немного специфику, а то можно ввести людей в заблуждение. Таможенные сборы – это платежи, взимаемые таможенными органами за (грубо говоря) оказание услуги, например проверка декларации, таможенное сопровождение или хранение. Размер таможенных сборов – конкретная сумма, зависит от стоимости товара при декларировании, от километража – при сопровождении, от веса – при хранении. А вот то, что зависит от кода ТН ВЭД и может измениться – это ставка ввозной/вывозной таможенной пошлины, которая исчисляется исходя из стоимости или (и) кол-ва товара, в зависимости от вида, т.е. либо % от стоимости, либо евро/кг и т.п., либо может быть комбинированная: “__%, но не менее __евро/кг”.

    • Елена, вы не правы.
      В русском языке не делается разницы между словами платеж и сбор (в значении денежного сбора). В этом значении таможенная пошлина – тоже сбор.
      Например, в словаре Брокгауза и Ефрона так и написано: “Под таможенными сборами понимаются разного наименования пошлины с товаров, судов и т.п… Самый важный из таможенных сборов — таможенная пошлина”.

      В теперешнем Таможенном кодексе предложена терминология, в которой слово “сбор” не применяется к понятию “пошлина”. Таможенный кодекс не отрицает этого значения слова “сбор”, просто не использует его в этом значении. Но эта терминология действует только в рамках ТК, т.е. это не значит, что мы больше не можем русское слово использовать в его правильном значении.

      Кстати, в ТК много и других терминологических “странностей”. Например, там никогда не называют груз грузом, а только товаром. Что вообще-то не верно с точки зрения русского языка, т.к. не все грузы идут на продажу, т.е. не все они являются товаром.
      Поэтому мы считаем, что в нашем блоге лучше использовать русский язык, а не казенный 8)

  6. Стас пишет:

    Подскажите как правильно рассчитать расстояние для перевозки груза, мой перевозчик берет с километра около 90 руб. Как пример калькулятора: _http://www.vvlspb.ru/raschet_rasst.html. Таможить груз буду с помощью таможенного брокера, группы компаний, работаю с ними давно, а перевозчик будет мой собственный.

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: