Skip to content
 

Таможенный контроль ушел на внешние границы Таможенного союза

или «Кто первым встал, того и тапки»

Что изменилось?

Страны-участницы Таможенного союза: Россия, Беларусь и Казахстан

В рамках образования Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана пройдено уже три этапа. 1 января 2010 года непосредственно образовался Таможенный союз. 1 июля 2010 года заработал Таможенный кодекс Таможенного союза, унифицировавший нормы таможенного регулирования в странах тройки. И, наконец, 1 июля 2011 года был сделан еще один шаг – таможенный контроль был перенесен на внешние границы Таможенного союза. В практических следствиях крайнего этапа мы и попытаемся разобраться сегодня. Что изменилось для участников ВЭД, для таможенных брокеров, чем и кому выгоден перенос таможенных границ – эти и другие темы были затронуты в беседе с Николаем Чернецовским и Павлом Мининым.

Нерешенные вопросы

Создание блока из трех стран, с таможенным контролем по его периметру, несет в себе как преимущества для стран-участниц, так и некоторые сложности. С российской точки зрения к затруднительным моментам можно отнести, к примеру, возможность контролировать импорт товаров не на своей границе. Существование теневых грузопотоков ни для кого не секрет, и перенос таможенного оформления на внешние границы Таможенного союза, разумеется, вызывает некоторые опасения у российских контролирующих органов. Впрочем, по заверениям руководителя Федеральной таможенной службы России Андрея Бельянинова,  для устранения каких-либо неурядиц предполагается присутствие специалистов российской таможни на белорусском и казахстанском участках границ Таможенного союза. Вот как комментирует данную ситуацию Николай Чернецовский:

Николай Чернецовский - исполнительный директор ГК "Вента"

«С 1 июля 2011 года, когда таможенный контроль ушел на внешние границы Таможенного союза, на границах трёх государств остались только пограничники, поскольку миграционное и другие виды национальных законодательств еще предстоит унифицировать. Поэтому действительно разумное решение создать не только возможность присутствия российских таможенников на постах, но и обмениваться всем трем таможенным службам основными сведениями по каждой товарной партии, оформляемой на их территории. Кроме того, совместное администрирование таможенных пошлин необходимо для распределения их между странами Таможенного союза. Не секрет, что основной потребительский рынок это Россия, поэтому на этапе переговорного процесса были достигнуты договоренности о «справедливом» распределении таможенных пошлин. В цифрах это выглядит следующим образом: Белоруссия – 4,7%, Казахстан – 7,33%, Российская Федерация – 87,97%. Можно только догадываться каких усилий стоило каждой стране отстоять свою позицию, когда в окончательных цифрах они отражены до сотых процента. Также надо отметить, что Казахстан очень серьёзно подошёл к вопросу борьбы с теневым потоком, проведя в мае – июне 2011 г. очень серьёзную операцию по пресечению незаконной деятельности в сфере импорта товаров из Китая. Данная операция никак не была освещена в СМИ, однако «земля слухами полнится». Результатом операции стало значительное сокращение незаконного грузооборота, а также перестановки в соответствующих государственных структурах Казахстана». Второй вопрос, не урегулированный до сих пор, это наличие списка товаров, таможенные тарифы по которым, к примеру, в Казахстане, ниже, чем в России. К 1 июля 2011 года пошлины на 88 наименований все еще сильно отличаются от ставок Единого таможенного тарифа. Это создает определенные трудности ввиду того, что при поставке товаров из этого списка в Россию, таможенные пошлины придется доплачивать. «Да, на сегодняшний день Единый таможенный тариф действует не на все виды товаров – говорит Павел Минин. – Есть список наименований, которые в Казахстане растамаживаются по заниженным ставкам. Одна из задач пограничников, оставшихся на российско-казахстанской границе, как раз таки контролировать поставки товаров данной группы. При выявлении разницы в таможенных пошлинах, пограничниками оформляется транзит до места окончательной растаможки, где получатель должен будет доплатить разницу».

Павел Минин - руководитель отдела брокерских договоров

Есть существенные расхождения и в налоговых ставках, особенно между Россией и Казахстаном. К примеру, ставка НДС в России составляет 18%, а в Казахстане – 12%. Подоходный налог с физических лиц в России – 13%, а в Казахстане – 10%. Налог на прибыль в России составляет 20%, а в Казахстане – 15%. В связи с этим имеются вполне обоснованные опасения, что российские производства переместятся на территорию Казахстана, где налоговый климат значительно мягче. Ко всему прочему, разница в НДС вызывает определенные сложности при поставке импортных товаров, растаможенных в Казахстане, в Россию. Комментирует Павел Минин: «Казахстанская компания закупает товар в третьих странах. Таможенное оформление с уплатой пошлин и НДС осуществляется в Казахстане. Далее товар уже совершенно свободно доставляется в Россию, где конечным получателем оплачивается НДС, при этом данная ставка казахстанской компании возмещается. Не сказать, что это какие-то непреодолимые трудности, но несовершенство системы все же ощущается».

Хоргос – свободная экономическая зона

Беспрепятственной работе Таможенного союза в ближайшем будущем может помешать и совместный китайско-казахстанский центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Проект, созданный и реализуемый в целях активизации экономики данного региона, как со стороны Казахстана, так и со стороны Китая, представляет собой площадь в 5 квадратных километров, на которой будет представлены транспортно-логистический комплекс, промышленно-производственная зона, сеть торгово-выставочных центров и другая инфраструктура. Основные затруднения российской стороны Таможенного союза, после активации работы данного проекта, могут возникнуть в связи присутствием на территории «Хоргоса» беспошлинной торговли. Каким образом этот вопрос будет урегулирован при поставках товаров из этой свободной экономической зоны в Россию пока неизвестно.

Макет свободной экономической зоны "Хоргос"

«Свободная торговая зона «Хоргос» – козырная карта Казахстана – рассказывает Николай. – И в этом нет ничего удивительного, потому как проект уникален, в своем роде. На казахстанской части Хоргоса будет застроено 185 га свободной земли, на китайской – 343 га. Банки, бизнес-центры, гостиницы, парки, развлекательные центры – создается целый город на границе Китая и Казахстана. При этом Хоргос будет открыт не только для китайских и казахстанских производителей, но и для предпринимателей из третьих стран. Строительство идёт семимильными шагами. Вчера степь, сегодня коммуникации, завтра город. Как и все китайские проекты, размах соответствует амбициям. Основной вопрос для России в этом отношении, разумеется, – беспошлинная торговля. Товары, купленные в «Хоргосе», не облагаясь пошлинами, смогут попадать в Казахстан, а оттуда, так же без таможенных ставок, – в Россию. Простой пример. Допустим казахская компания открывает там завод, на котором к уже готовому китайскому товару (например, мягкие игрушки) добавляют какую-нибудь совсем простую операцию (пришивают бирку или ногу плюшевому медведю). Товар, получается, произведён в данной зоне, поэтому никаких пошлин наш союз не получит, а получат владельцы этой зоны (читай Китай и Казахстан), причём Китай, помимо этого, ещё и оптимизирует таким образом таможенные пошлины, загружает свою промышленность (товар-то на 95% уже произведён в Китае). Проект был разработан еще до образования Таможенного союза, поэтому Казахстан не согласился отказаться от этих планов. Что будет в итоге? Нас это очень интересует. Мы тоже хотим и должны «владеть вопросом» по данной ситуации и иметь возможность предоставлять нашим клиентам конкурентные преимущества. Но как это будет работать, точно пока никто ничего не знает».

Положительные следствия работы Таможенного союза

С 1 июля 2011 года на российско-казахстанской границе остались только пограничные службы

Вполне понятно, что основной мотив создания Таможенного союза – политический. Для внутренних рынков стран-участниц это большой шаг вперед. В своем роде, очередная попытка вновь объединить ресурсы, коими обладал СССР. При этом внешняя экономика, которую эти страны развивали каждый по-своему, в соответствии с учетом особенностей сопредельных государств, транзитных путей, национальных интересов, уже сложилась в определенную инфраструктуру, изменить которую будет весьма непросто. Впрочем, шаги, уже проделанные в направлении создания Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, в том числе и перенос таможенного оформления на внешние границы Таможенного союза, говорят о серьезности намерений тройки. Это, в свою очередь, безусловно, приведет к росту перспектив для бизнес-представительства – нет больше барьеров, затруднявших торговлю, да и общий рынок теперь составляет более чем 165 миллионов потенциальных покупателей. «Уже сейчас очевидным плюсом создания Таможенного союза, для логистических компаний, является скорость доставки – говорит Николай Чернецовский. – К примеру, перевозка сборных грузов из Китая нашей компанией довольно часто осуществляется именно через Казахстан. Этот маршрут в определенном смысле «золотая середина» между долгим морским путем, занимающим 1,5 – 2 месяца (две – три недели в случае доставки автотранспортом через Казахстан), и дорогой авиадоставкой (при использовании автомашин транспортная ставка, по сравнению с авиаперевозкой, снижается как минимум в два раза). В этом ракурсе отмена таможенной границы между Россией и Казахстаном значительно упрощает подобные поставки». В целом же, если не считать упрощенного пересечения российско-белорусской и российско-казахстанской границ для частных лиц, а также для участников ВЭД, пользующихся услугами таможенных брокеров, после 1 июля 2011 года мало что изменилось. Другое дело – логистические компании. Любые модификации в таможенном оформлении, тем более такие масштабные, как работа Таможенного союза и перенос таможенного оформления на его внешние границы, вносят изменения в привычные технологии транспортных компаний, открывают новые возможности и маршруты. К примеру, по мнению Николая Чернецовского, прохождение таможенного оформления на казахстанской таможне для импортёра сегодня удобнее – риск корректировки таможенной стоимости там значительно ниже, чем в России. И, если реализовать сервис по оказанию брокерских услуг на территории Казахстана прямо сейчас, вполне возможно получить от этого определенные выгоды по наращиванию клиентской базы. С другой стороны, отмечает Николай, данная ситуация не продлится долго – в итоге и ставки, и риски придут к общему знаменателю. В связи с этим серьезные компании не форсируют это направление, а медленно, но верно оценивают возможные преимущества и недостатки, и не спешат разбрасываться капиталом.

Мифы

«Прорабатывая данное направление, – продолжает Николай Чернецовский, – общаясь с перевозчиками, серыми брокерами, структурами, наводняющими околотаможенный бизнес во всех трёх странах, очень часто проходит информация, что с учётом преференций, которые дал Таможенный Союз, эти компании уже везут существенные грузопотоки. Что экономия для заказчика значительная, что все вопросы решены, нужно только наполнять эту схему товаром пока эту нишу не заняли конкуренты. Однако когда мы провели свой анализ ставок, структуры поставок, клиентской базы, пришли к выводу что поставки конечно есть. Компании пробуют занять эту нишу. Но цифры завышаются в разы с целью пустить пыль в глаза и показать свою значимость. Поэтому хочу предостеречь и дать совет – если Вам предлагают данный маршрут с целью оптимизации таможенной и логистической составляющей, обязательно нужно убедиться в серьёзности брокера или экспедитора, а также попросить привести пример уже реализованной поставки с конкретными цифрами, подтверждёнными документально».

Надежды

Возможно, кому-то покажется, что статья сильно ориентирована на импорт притом, что довольно значительную роль для нашего бюджета играют и экспортные пошлины (это является темой для отдельной статьи, учитывая сырьевую направленность экспорта). Безусловно, создание Союза затрагивает и эту сторону тоже, но, к сожалению, дать комментарии по этому поводу мы не можем. Не хватает опыта работы с экспортом сырья. Наша экономика импортно-ориентированая. Причём доля импорта растёт год от года. Мы невольно являемся участниками процесса по импортозамещению российских товаров, вследствие их неконкурентоспособности. Хочется верить, что Таможенный Союз даст импульс развитию внутренних экономик, и мы будем участниками процесса по экспорту качественного, уже союзного товара с высокой добавочной стоимостью. «Кто первым встал, того и тапки» – как нельзя более ёмко отражает суть данного процесса для тех, кто занимается внешнеэкономической деятельностью. Однако, иногда лучше и просто выспаться, но ни в коем случае не проспать, дабы сберечь силы, одеть кроссовки и занять лидирующую позицию относительно того, кто бежит в тапках.


7 комментариев

  1. Mr.MaoTai пишет:

    и то верно – мы медленно спустимся с холма и медленно покроем все стадо.недаром китайцы говорят,мы подождем пока тигры дерутся между собой,а потом спустимся с горы победителями. …

  2. Mr.MaoTai пишет:

    к чему… на заднем плане у исполнительного директора ГК “Вента” такой интересный фон?

  3. Коля пишет:

    Макс….ну ты всё знаешь :-o

  4. олег пишет:

    с такими дэ-бильными пошлинами и отношением хамским как в росии какое может быть развитие бизнеса,тогда как в казахстане оближут и растаможат как все норм люди.

  5. Василий пишет:

    Добрый день. Новый этап таможенной реформы грозит компаниям, бизнес которых связан с растамаживанием товаров, очередными потерями. В прошлых годах в рамках реформы закрылись крупные терминалы Стерх, Трансфера и более мелких игроков. Со вступлением в силу новых правил таможенного оформления, таможенное оформление перемещается в Белоруссию и Казахстан. Как у Вас с этим перемещением? Будете открываться в Белоруссии и Казахстане?

  6. Коля пишет:

    Вопрос интересный. Актуальный.
    Мы сейчас мониторим ситуацию и в Казахстане работаем над открытием представительства. Другое дело, что экономический эффект ожидается от оформления товарной номенклатуры, востребованной на рынке присутствия. Т.е. на казахском. С моей т з таможенное оформление в РФ несколько ушло вперёд по сравнению с Казахстаном, отсюда есть уверенность что мы сможем привнести свой опыт и заработать на этом.
    Также немаловажным фактором является скорость доставки. Для многих клиентов транзит из Китая в РФ с т/о в Казахстане – реально “джокер” по сравнению с другими существующими маршрутами.
    Есть ещё преимущества, но их нужно рассматривать исключительно по каждой товарной позиции.
    Не стоит забывать, что если есть “+”, то где-то есть и “-”. Первое что бросается в глаза – стоимость транспортировки. Второе – “неустаканенные” правила игры. Третье – безопасность и т.д…..
    Представительство в Белоруссии пока не рассматривалось. Теперь задумаемся)))))
    По поводу закрытия постов – ничто не вечно. Одни закрылись, другие открылись…..Сейчас вовсю используется электронное декларирование и удалённый выпуск. Наличие терминала под боком уже не является серьёзным конкурентным преимуществом. Хотя о маленьком свечном заводике грезят все, с момента его появления:)

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: