Skip to content
 

«Вента» в Китае – как работает шанхайский офис

Сотрудницы шанхайского офиса компании "Вента"

Компания «Вента» открыла первое собственное представительство в Китае, а именно в Шанхае, в 2006 году. С тех пор многое изменилось. Время и опыт работы существенно укрепили позиции компании на российско-китайском логистическом рынке, а открытие новых офисов в других провинциях Китая значительно расширило географию ее деятельности – и это лишь малая часть положительных тенденций присутствия компании «Вента» в Китае. К сожалению, расстояние все еще имеет значение, особенно когда речь идет об осведомленности – к примеру, о работе удаленного от центра офиса. Как же работает представительство в Шанхае? О трудовых буднях китайского офиса поведал Роман Галиулин, генеральный представитель компании «Вента» в Китае. Его рассказ начался с того, как он сам попал в Китай и как начал свою работу в компании «Вента».

Меня всегда тянуло в Китай

Роман Галиулин - генеральный представитель компании "Вента" в Китае

«Думал ли я, что буду жить и работать в Китае? Да. Еще только заканчивая Дальневосточный Государственный Университет во Владивостоке, по специальности страноведения Китая, имея диплом переводчика китайского языка, я понимал, что возможностей в Китае у меня, как у китаиста, гораздо больше, чем во Владивостоке. В 2002 году мне посчастливилось по правительственному гранту проходить стажировку в одном из университетов Пекина. Наверное, тогда я окончательно понял, что переехать и найти работу в Китае мне будет гораздо проще, чем, например, в Санкт-Петербурге или Москве. Признаться, я даже не рассматривал такие варианты.

Итак, я окончил университет и устроился на работу во владивостокскую компанию по торговле консервной продукцией в должности импорт-менеджера. Это не принесло удовлетворения – меня по-прежнему тянуло в Китай. Так что, спустя четыре месяца, я сделал туристическую визу на месяц и уехал в Пекин. Решил – если получится за эти 30 дней найти работу, останусь. Если нет – вернусь во Владивосток. И у меня получилось.

Как я попал в компанию «Вента»

Познавать специфику работы транспортной компании я начал на своей первой должности в Китае – менеджером по логистике одной из российских компаний, представленной на китайском рынке. Проработав полтора года в Пекине, руководство отправило меня в Шанхай, открывать новый офис. Там я познакомился с Николаем Чернецовским, исполнительным директором компании «Вента». Помню, мы играли в одной футбольной команде, а также довольно часто виделись на встречах Русского клуба в Шанхае. Кроме общих знакомых, связывал нас, по сути, и род деятельности – транспорт. К тому же, компания, в которой я работал на тот момент, преимущественно занималась авиаперевозками грузов из Китая, и в некоторых случаях являлась посредником для клиентов компании «Вента».

И вот, в 2008 году, в связи с расширением шанхайского представительства компании «Вента», Николай пригласил меня возглавить логистический департамент. Так я попал в компанию «Вента».

В роли генерального представителя

Ева работает в шанхайском представительстве компании "Вента" с момента его основания

Прошел только первый год моей работы в «Венте», когда предыдущий генеральный представитель решила перейти в другую компанию, захватив с собой нескольких сотрудников. Кстати, я и сейчас убежден, что лучшие сотрудники тогда остались, большинство работает до сих пор. Среди них – Ева, специалист отдела консалтинга, которая в представительстве с момента самого его основания, то есть уже больше шести лет. Я как раз находился в командировке в Санкт-Петербурге, когда пришла эта новость, и Николай Чернецовский предложил возглавить представительство мне. Помню, сразу после возвращения было довольно тяжело. В кратчайшие сроки нужно было принять дела, найти новых сотрудников, вникнуть во все административные и бухгалтерские детали, связанные с самим представительством, совмещая все это с выполнением своих основных обязанностей. Месяц, а то и два, длился этот период. Но, я считаю, что справился и весьма успешно. (Кстати, именно тогда я нашел и пригласил в компанию Ирину Масюк, которая до сих пор благополучно возглавляет отдел консалтинга.) Сегодня, конечно, работа протекает в гораздо более спокойных условиях, хотя из-за ограниченности штата приходится совмещать многие обязанности.

География «Венты» в Китае

Гуанчжоу - еще один промышленный центр Китая, в котором компания "Вента" имеет собственное представительство

Одна из моих задач – осуществлять общее руководство, всеми представительствами, коих, на сегодняшний день четыре. Так, в Шанхае и Гаунчжоу офисы открыты уже довольно давно, и, можно сказать, там работа идет по намеченному плану. Чуть сложнее обстоят дела с двумя другими направлениями. В городе Иу провинции Чжэцзян сосредоточено производство всевозможных негабаритных товаров – бижутерия, игрушки, обувь и другие, востребованные в России изделия. И, не смотря на то, что большое количество клиентов интересуется этим регионом, большие объемы оттуда не поступают. Поэтому полноценного представительства мы пока не открыли, хотя на месте работает наш русский сотрудник. Наконец, как раз сейчас открылся офис в Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, что практически на границе с Казахстаном. Регион интересный – перевозка груза из Китая в Россию через Казахстан позволит значительно сократить сроки доставки. К примеру, сборные грузы из Шанхая или Гуанчжоу до Петербурга идут около 60 дней. А при консолидации их в Урумчи срок доставки сократится до 30 дней. Машины будут идти транзитом через Казахстан на Санкт-Петербургскую таможню, там будет проходить таможенное оформление. Возможен и вариант оформления в самом Казахстане, но пока еще не совсем понятно, каким образом это будет осуществляться после того как 1-ого июля 2011 года границы Таможенного союза, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, уйдут на внешние рубежи.

Конкурентоспособность

Благоприятная экономическая обстановка Китая привлекла огромное количество компаний, в том числе в сфере логистики, со всего мира. Не обошла данная тенденция и российские фирмы. Поэтому конкуренция высокая. Но мы по этому поводу не переживаем, потому что среди всего многообразия предложений, многие исходят либо от фирм-посредников, что сильно удорожает перевозку, либо от фирм – наследия 90-ых, чья надежность вызывает определенные сомнения. То есть наши преимущества, в данном случае, вполне очевидны потому, как и таможенное оформление и транспортные услуги мы предоставляем самостоятельно, то есть их стоимость не завышается наценкой посредника.

Юридические особенности работы представительства компании в Китае

Лилия - сотрудница шанхайского офиса компании "Вента"

Для того чтобы лучше понимать суть деятельности представительства компании Вента» в Китае, необходимо учитывать юридическую составляющую, а именно: даже официальная регистрация на сегодняшний день не дает нам права заниматься какой-либо хозяйственной деятельностью. Другими словами, с точки зрения закона мы лишь обеспечиваем общение между китайскими поставщиками и российскими клиентами. Даже финансовые взаиморасчеты проходят через петербургский офис. В наши задачи входит: поиск или «ведение» клиентов «Венты», общение с китайскими поставщиками, получение информации о грузе, что избавляет клиента от этой иногда очень непростой задачи и гарантирует устранение какого бы то ни было недопонимания между российским импортером и китайским поставщиком. Дело в том, что в наших офисах работают опытные сотрудники, которые в совершенстве владеют и русским, и китайским языками. Сотрудники же российских компаний, работающие с Китаем, как правило, используют английский язык для общения. Что приводит иногда к недопониманию, и вследствие этого, к большим убыткам для российского импортера. Приведу пример. Российская компания заказала большую партию кожаных перчаток у китайского поставщика, согласовали цену. В итоге, когда были получены образцы уже готовой продукции, выяснилось, что поставщик сделал перчатки не из кожи, а из кожзаменителя. Оказалось, что в переписке менеджер завода-изготовителя предупредил менеджера российской компании-экспортера, что перчатки изготовлены из man-made leather”, т.е. кожзаменителя. Менеджер российской компании-импортера решил, что речь идет о коже, изготовленной ручным способом. Понятно, что разница в цене между перчатками из кожзаменителя и натуральной кожи очень существенна. Т.к. основная часть оплаты за партию к тому моменту уже прошла, покупатель просто не мог отказаться от груза. В итоге, нам пришлось в оперативном порядке вмешиваться в ситуацию, общаться с заводом, объяснять причины недоразумения, согласовывать новую цену. Разница затем была компенсирована покупателю за счет дальнейших поставок.

Кроме уже обозначенных выше задач, назову – получение из head-офиса расчетов таможенной стоимости и транспортной ставки, согласование конечной цены с клиентом, бронирование морского фрахта, организация грузовых перевозок внутри Китая, сдача загруженного контейнера в порт. Консалтинговый отдел предлагает поиск поставщиков, помощь в организации закупок, проведение инспекций и контроль всего процесса производства. Иными словами, в Китае мы можем решить любую задачу, которую перед нами ставит клиент. Кстати, наша деятельность не ограничивается только территорией Китая, мы также можем организовать отправки из других стран АТР. У нас уже был опыт организации морских и авиаперевозок из Японии, Кореи, Тайваня. Другой очень важной задачей нашего офиса, является поиск и привлечение китайских компаний-клиентов, с которой, на мой взгляд, на данном этапе мы неплохо справляемся и продолжаем активно работать в этом направлении.

По факту же, ограничения у представительства только на одном этапе  – подачей контейнера под загрузку, сдачей его в порт и оформлением необходимых экспортных документов имеет право заниматься транспортная компания, имеющая соответствующую лицензию. Получить разрешение может любая фирма, необходимо лишь иметь 1 млн долларов уставного капитала. Поэтому сегодня на этом этапе мы пользуемся услугами посредников.

Китайские агенты

Впрочем, в этом есть множество плюсов. Во-первых, в Китае есть строгое правило для компаний, занимающихся экспортом – для данной деятельности необходимо получить лицензию, а товаров в год можно отправить на четко установленную сумму. Поэтому китайская таможня тщательно следит за экспортными документами. Контролируют превышение лимитов, а в случае сильного недобора его снижают. Разумеется, многие клиенты просто не обращают внимания на такие детали. Так что правильным оформлением необходимых бумаг приходится заниматься нашим китайским партнерам. Кроме того, им прекрасно известны особенности местных таможенных постов, и, в зависимости от места нахождения, характера груза и наличия необходимых экспортных документов, груз уходит из Шанхая, Тяньцзиня, Циндао, Гуанчжоу, Гонконга, являющегося особым административным районом Китая, и других портов. А во-вторых, наши китайские партнеры, чьими услугами мы пользуемся на протяжении долго времени, в Шанхае, к примеру, позволяют использовать свои складские возможности безвозмездно. Соответственно, и наши клиенты за это не платят. В Гаунчжоу несколько другая ситуация – бесплатное хранение предоставляется в течение двух недель, но, как правило, этого вполне достаточно.

Перемены по-китайски

Вид на Шанхай из окна офиса

Постоянный рост китайской экономики не мог не сказаться на жизни обычных людей. К примеру, за последнее время Трудовой Кодекс претерпел значительные изменения. Уволить сотрудника сегодня, без веских, имеющих доказательство, причин – невозможно. А если до этого все же доходит, то компания выплачивает существенные денежные компенсации. К тому же, на рынке появилось множество юридических компаний, отстаивающих интересы рядовых сотрудников в суде. Причем зачастую оплату они получают  в виде процента от выигрыша.

Перемены затрагивают и основную экономическую составляющую Китая – производство. Фабрики, сосредоточенные в развитых районах, таких как Шанхай или Гаунчжоу, становятся более экологически чистыми, производят более качественную продукцию. А заводы по производству «всего на свете», собственно, прославившие Китай, постепенно перемещаются в менее развитые провинции – Синьцзян-Уйгурский автономный район, Сычуань и другие.

Планы компании

Разумеется, мы стараемся реагировать на изменения, как в самом Китае, так и в общем, в мировых тенденциях. Что касается китайских представительств, то в ближайших планах это увеличение грузопотока в Шанхае и  Гаунчжоу, развитие нового офиса в Урумчи. Из глобальных – открытие в Китае полноценной компании с100% иностранным капиталом. Возможно, даже будем получать лицензию на  самостоятельную отправку и таможенное оформление груза. Но пока мы себя комфортно чувствуем в формате представительства».

Рассказать обо всех нюансах работы представительства в иностранном государстве не так просто. Со временем даже яркие отличительные черты становятся повседневным делом. Именно поэтому раскрывать тему всегда проще, отвечая на конкретные вопросы. Возможно, для вашей работы или для вашего бизнеса изложенной информации не вполне достаточно. Задавайте свои вопросы – и мы постараемся на них ответить!


5 комментариев

  1. Mr. MaoTai пишет:

    Переводчик одна из самых популярных в мире профессий…, но как то Роман косноязычно излагает – “когда предыдущий генеральный представитель решила перейти в другую компанию, захватив с собой нескольких сотрудников”. Почему – захватив?! в заложники что ли?! и далее – “…именно тогда я нашел и пригласил в компанию Ирину Масюк” (Ирина Вас нашли).Работа протекает в гораздо более спокойных условиях, – и то верно на “дворе” кризис. Касательно, наследия 90-ых – это опыт накопленный годами, который не пропьешь… да и Вента была на территории Китая ранее 2006. А офис то, который прежнее руководство отправило Вас открывать в Шанхай был открыт или нет ? :wink: А вообще – Удачи вам, господа-товарищи!

  2. Коля пишет:

    Ну вот…критика….хотя куда без неё, и за неё спасибо))))
    Интервью без купюр получилось. Надо просто представить что это живой, дружеский разговор.
    а вообще в нашем офисе в Шанхае светло, уютно и доброжелюбно.

  3. Mr.MaoTai пишет:

    …разрешите просить Вас произвести сравнение контейнерных перевозок из Китая по маршрутам Китай-Котка-СПб., Китай-Дальний Восток-СПб., а так же дать информацию про перевозку груза из Китая в Россию, через Казахстан хочется узнать об их преимуществах и недостатках.

  4. Эти направления в настоящее время соотносятся примерно так:

    Китай – СПБ (море) – примерно 2000 долл/контейнер 20DC, примерно за 2 мес.;

    Китай – Владивосток – СПБ (море +жд)- прим. 4400 долл/контейнер 20DC, прим. 1 мес.

    Китай – Казахстан – СПБ(авто) – 8000 долл. за тентованный автофургон 82м3 (не более 22 тн веса), 7-10 дней от склада в Хоргосе.

  5. Прошин сергей пишет:

    Да, еще спрашивали про недостатки. :!:
    К недостаткам пути через Казахстан следует отнести разную колейность железных дорог в Китае и у нас. Т.е. требуется перегрузка, которая съедает преимущество в сроке. Поэтому мы пока предлагаем на этом направлении автотранспорт.

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: