Skip to content
 

Финляндия. Котка. Компания CCS

Мал золотник, да дорог

CCS – это финское подразделение ГК «Вента». Многие, кто хоть как-то относятся к head-офису в Петербурге, могут сказать о компании только это. Между тем, это успешный филиал, важный для холдинга как в стратегическом аспекте, так и в финансовом. Кроме этого, особый интерес вызывает сам факт поднятия бизнеса в другой стране с нуля. Каким образом можно успешно работать в Финляндии? В чем секрет?

Стоянка грузового транспорта перед офисным зданием Port of Kotka

Рассказать о тонкостях заграничной работы согласился генеральный директор CCS, Александр Гумель. Было решено, что для составления полной картины одной беседы не достаточно – все нужно увидеть своими глазами: зайти в офисы (в Котке и Хельсинки), узнать сотрудников, посмотреть процесс работы. Кстати об офисах, такой резкий контраст атмосферы в одной компании не встречался мне никогда: финское спокойствие Котки против интернациональной резвости Хельсинки.

Единственное, в чем их схожесть, это радушие и живое общение, в процессе которого приоткрылась завеса обычной жизни русского за границей (сложности переезда и обустройства, особенности финнов и другие аспекты жизни эмигранта).

Утро

Началось путешествие довольно рано даже по меркам «жаворонков» – в 5 утра. Дорога предстояла неблизкая, и, дабы не тратить время зря, решили начать беседу о работе прямо в машине. Познакомившись и получив анкетные данные самого Александра (инженер технолог, закончил Военмех, работает в Венте уже около 10 лет, женат, воспитывает дочь), мы приступили к обсуждению, непосредственно к рабочим моментам.

Заговорив об образовании, Александр пояснил, что для работы в логистике и таможенном оформлении, всегда предпочтительнее технические специальности, помимо профильных – Академии Макарова и Таможенной Академии.

Компания «Customs Consulting & Services Oy» (CCS)

компания «Customs Consulting & Services Oy» (CCS), перевозки грузов из Европейских странЯвляется подразделением группы компаний Вента. Предоставляет логистические и таможенные услуги на территории Финляндии, Скандинавии и всей Европы.

Компания располагает двумя офисами в Финляндии – в Хельсинки и Котке, а также складами в этих городах.

Сайт ccs-fi.ru

«Представьте себе, что Вам нужно перевезти и растаможить груз – технологическую линию, разобранную на время транспортировки и с негабаритными местами. К линии есть сборочный чертеж. Для подбора корректного кода по ТН ВЭД и способа транспортировки, нужно уметь читать чертеж. Вряд ли этому учат искусствоведов. Не умеешь читать чертеж – не сможешь правильно построить логистику и для таможни не напишешь «техничку». («Техничка» – техническое описание груза, предоставляется с другими сопроводительными документами). А когда знаешь, что ты везешь, как это описать, можешь подобрать правильный код – вот тогда и груз вовремя придет, не застрянет на таможне, и компания заслужит хорошую репутацию.

Кажется, что все довольно просто. Но это только видимость. Конечно, на таможне никто собирать груз по чертежу и проверять, таким образом, его соответствие коду никогда не будет (для проверки подобных вопросов существует специальный отдел, выдающий класс решения). Сложность в том, что каждая таможня имеет свое представление (или предпочтение?) как те или иные грузы относить к кодам ТН ВЭД. Простейший пример. Обычный набор для душа (шампунь +  гель +  расческа), упакованный и предназначенный для розничной торговли, на Сакнт-Петербургской таможне идет именно как набор (один код, одна таможенная стоимость). А вот Балтийская таможня считает, что все предметы нужно декларировать отдельно (соответственно и кодов больше, и таможенных платежей соответственно). И, не смотря на то, что кодировка товара доказывается техническим описанием, идущим в сопроводительных документах, работает это, увы, не всегда.

Особенно, когда речь идет о грузах с низкой индикативной стоимостью. Даже имея возможность доказать правомерность такой цены, такой вариант не всегда приемлем в условиях постоянных поставок. В этом случае спокойнее и надежнее воспользоваться услугами таможенного брокера, чей опыт и умение вести диалог с таможней позволят свести к минимуму энерго-денежные затраты».

Затронули в разговоре, разумеется, историю возникновения компании CCS. Как оказалось, в далеком 2000-м году было принято решение о приобретении «Customs Consulting & Services Oy», он же CCS. Однако на протяжении довольно долгого времени прилагаемых усилий не хватало для повышения рентабельности фирмы до приемлемого уровня.

Естественно, что в какой-то момент начал назревать вопрос «а стоит ли продолжать?». Еще одну попытку привести дела в порядок и возглавил Александр Гумель, начав курировать CCS в октябре 2009 года. Уже к ноябрю 2010 года из убыточной фирмы, которой ежемесячно требовались деньги из head-офиса на свое содержание, CCS выросла до полноценной компании с двумя офисами, которая обеспечивает сама себя. А последний год работы покрыл не только вложение в развитие, но и убытки прошлых лет.

Именно здесь происходит таможенный досмотр

На сегодняшний день «Customs Consulting & Services Oy» – стабильная компания, предоставляющая услуги, как видно из названия, по таможенному оформлению, консалтингу и логистике. Если говорить более конкретно, то в основном это работа с транзитными контейнерными (Котка/Хамина/Хельсинки/Ханко) и сборными грузами (Хельскинки), идущими со всего мира в Россию транзитом через Финляндию, и, как следствие, предоставление складских услуг. Пока в списке клиентов компании только российские предприниматели. Возможно, по отношению к финской компании это может показаться странным, но на все есть свои причины. Прежде всего, это менталитет финнов. Довольно трудно начать сотрудничество, если ты не гражданин этой страны. Контракт здесь будет скорее заключен с тем, кого рекомендовали, нежели с более выгодной, но не знакомой фирмой. Этот опыт получен не понаслышке. Некоторое время назад, предыдущий генеральный директор CCS пытался выйти на финский рынок. Даже управляющим поставили коренного жителя, что, по задумке, должно было облегчить общение. Не помогло. Именно поэтому, среди первоочередных задач у нового руководства было скорее увеличение грузопотока и развитие сервиса, нежели завоевание новых пространств. Но совсем отказываться от этой идеи никто не собирается. Во-первых, потому что это дополнительный плюс к репутации. А во-вторых, это может обеспечить неплохой процент в общей прибыли. Так что в долгосрочных перспективах планы по выходу на финский рынок есть.

Все надписи дублируют на русском языке

Особенный интерес был к устройству работы финской таможни. Разумеется! Столько рассказов «очевидцев» бродят в Сети наравне с новостями о поимке нечестных на руку  да видео «отжигающих» таможенников Владивостока. Узнать особенности работы, сравнить с ситуацией в России! Как и предполагалось, основным качеством сотрудников финской таможни является законопослушность. Это в принципе одно из основных качеств всех финнов. Впрочем, есть и некоторые общие черты. Например, в том, что таможенные требования колеблются в зависимости от таможенного поста. Правда, этому есть вполне логичные объяснения. Требования таможни в порту Котки жестче, потому что работают там в основном новоиспеченные таможенники и им нужно нарабатывать как опыт, так и репутацию. К тому же, процентное соотношение грузов, следующих транзитом на Россию в Котке значительно больше чем в Хельсинки. В Хельсинки же наоборот, чуть проще, тут работают уже профессионалы. Но все сопутствующие услуги (склад, логистика), разумеется, дороже. Кроме этого, сейчас происходят масштабные изменения всей таможенной структуры в целом, некоторые посты закрыли, некоторые собираются закрывать. Отсюда и стремление выработать наибольший грузопоток, чтобы сохранить свое рабочее место.

По словам Александра, проводимая политика сокращения финских таможенных постов в некоторой степени даже выгодна:

«Теперь с финской таможней легче вести диалог. Если ты имеешь постоянный грузопоток, этим самым ты обеспечиваешь таможенный пост работой. Конечно, это не значит, что ты сможешь возить все, что угодно и без документов. Но если работаешь ты давно, и заслужил положительную репутацию, особенно придираться к тебе никто не будет.

Реестр компаний перед входом в офисное здание

Случай из жизни: в прошлом году приходит на склад груз – шесть контейнеров с батарейками всех возможных видов. Разгрузили, готовим документы. Таможня решила посмотреть на груз. Посмотрели. Подумали. Потом еще раз посмотрели. И взяли отбор проб, чтобы отправить их правообладателям (Sony, Panasonic и другие). Только отправили не сами батарейки, а их фотографии в упаковке. Приходит ответ – это не наше. Таможня тут же выставляет нам бумагу, где клиента просят подписать, что он согласен с утилизацией своего контрафактного товара (за свой же счет), а также обязуется оплатить штрафы правообладателям за незаконное использование торговой марки, штрафы государству и так далее. И ладно бы контейнер был один! Да и вообще, кто так просто согласиться уничтожить свой груз? Мы стали мучить таможню, требуя подробных объяснений. Через две недели таможня сообщила, что отправляла фотографии отобранных проб правообладателю. В ответ мы пояснили, что анализ был сделан по внешнему виду, то есть по упаковке, а она была заменена еще в Гонконге. И попросили проанализировать сам продукт. Для ускорения процесса еще и дополнительных документов собрали. Естественно, после этой проверки пришел положительный ответ. Но в результате груз стоял на складе больше месяца! И клиенту пришлось оплачивать все эти непредвиденные расходы. Сработал, так называемый, «риск третьих стран». Мы на себя такие риски не берем, только предупреждаем о такой возможности. Вообще стараемся не работать с грузами, по которым есть какие-либо сомнения. Если кто-то везет брэнды, всегда, прежде чем начать работать, запрашиваем разрешающие документы. Хотя мы не отвечаем за содержимое контейнера перед таможней. Но кому же захочется, чтобы его имя сопоставлялось потом с какой-нибудь некрасивой историей.

К тому же в последнее время есть некоторая тенденция к усложнению документации. Раньше финскую таможню интересовало только закрытие экспортной декларации, подтверждающей нулевую ставку НДС для производителя (по правилам торговли НДС платит последний, то есть потребитель). Груз приехал на территорию Финляндии, открывается TIR, закрывая экспортную декларацию. Все. На этом интересы Финляндии заканчивались. Раньше. Теперь же финские таможенники отслеживают и сравнивают документы, по которым груз приехал в страну, с теми, по которым груз уехал. За двойные инвойсы – вплоть до уголовной ответственности. Впрочем, официальная статистика упорно не желает сходиться: суммы экспортируемых товаров намного превышают российский импорт. Все же финны народ весьма деликатный – их не спросят, они и не скажут. Да и грузопоток только увеличивается. Значит, есть дополнительные рабочие места – отлично!

Александр Гумель на рабочем месте в офисе, г. Котка

К рабочим местам в Финляндии в принципе относятся весьма трепетно. Человек, предоставляющий рабочие места (например, в CCS девять рабочих мест и это уже много), обладает даже некоторыми привилегиями. Так, например, был случай, человек по каким-то причинам сел за руль в нетрезвом состоянии. И его остановили. Конечно же, дело направили в суд. И уже на слушании, как весомый аргумент в защиту обвиняемого был приведен факт того, что им предоставляются рабочие места для граждан Финляндии. Человек отделался легким штрафом.

При этом за соблюдением трудового договора следят и очень тщательно. Стандартный рабочий день в Финляндии с 8 до 16 часов. Перерабатывать можно. Но только периодически (ведь если работы так много, то лучше выделить еще одно рабочее место), и не забыть заплатить с заработка налоги. А как же, ведь налоги это основной источник бюджета страны.

Кроме этого, существуют профсоюзы, которые отстаивают интересы работников своей сферы. Один из методов – забастовки. И, сказать по правде, иногда они перебарщивают. В прошлом году творился просто кошмар. Бастовали транспортники так, что в магазинах были пустые полки, реально заканчивался бензин, многие фирмы обанкротились. Нас задело не так сильно, но все же ощутимо – сидели, ждали, когда все закончится, работать было невозможно».

За границей

Время за беседой пролетело незаметно – мы уже пересекли финскую границу и двигались в Котку, в первый офис. Кстати, на подъезде к таможне мы заметили очередь из машин двадцати. Уже было решила, что это и есть «те самые очереди на границе». Александр развеял все иллюзии – здесь настоящей очередью считается вереница, которая измеряется не в количестве машин, а в протяженности. 14 километров грузовиков – своеобразный прошлогодний «рекорд».

Добравшись до места и осмотрев с гордостью представленную надпись «Customs Consulting & Services Oy» в уличном реестре компаний, мы поднялись в кабинет, слыша по пути русскую речь со всех сторон. Предстояло знакомство с сотрудницами первого финского офиса.

Продолжение следует…


8 комментариев

  1. Бигун Петр пишет:

    Видать придеться мне идтить чертежи читать учиться. А то как жеж теперь … )))

  2. Воробьева Ксения пишет:

    Добрый день!

    Я очень ждала начало публикации заметок о работе компании CCS Oy.

    В первую очередь, хотелось бы услышать комментарии непосредственно работников компании. Ведь именно усилиями ребят Хельсинского офиса и их практически круглосуточной работы в течение 2010 года, был сделан показательный рывок. Примечание: Котка существует давно и по данным статьи не окупалась: “Уже к ноябрю 2010 года из убыточной фирмы, которой ежемесячно требовались деньги из head-офиса на свое содержание, CCS выросла до полноценной компании с двумя офисами, которая обеспечивает сама себя. А последний год работы покрыл не только вложение в развитие, но и убытки прошлых лет”, при всем при это мы помним об открытии офиса в Хельсинки в феврале 2010г. И здесь уже не так важен момент соблюдения трудовых контрактов, а ценна совестливость работников и желание, мотивированность к развитию фирмы. Если есть возможность, посвятите, каким способом руководству, находясь в другой стране, совершенно “дистанционными методами” удалось смотивировать работников на такие подвиги? Возможно была построена уникальная иерархия во главе с грамотным местным управленцем-заместителем директора? Или существует хорошо продуманная система премирования и карьерного роста сотрудников? Так же очень интересно понять каким образом удалось оттянуть на CCS Oy большой грузопоток, привлечь новых и переманить от конкурентов знакомых нам клиентов? Было ли это достигнуто путем создания лояльных прайс-листов, соответствующих рынку, или все же, путем личных отношений с клиентами? Расскажите, ведь для нас понимание этого — очень важно! И для меня, как для начинающего руководителя, данный опыт будет просто неоценим.

  3. Ксения,
    об офисе в Хельсинки у нас в ближайшее время будет отдельная статья. Об этом мы там тоже будем писать – в меру того, как это поняли я и Женя (автор очерка).

    Впрочем, если Александр Гумель или сами ребята из Хельсинки об этом расскажут здесь, то, тем более, будет неплохо. :)

  4. garantspb пишет:

    По всей видимости нужно немного более подробно рассказать о том, как появился Хельсинский офис, раз такой интерес именно он вызвал. В 2009 году нас перестала устраивать работа наших подрядчиков как в плане цены, так и в плане сервиса. Счета подрядчиками выставлялись на обум, в разрез прайсам, на звонки из Питерского офиса ответы получались через раз и все всегда были очень заняты. Мы не могли основываться на таком сервисе, поскольку обязательства Венты перед своими Клиентами и Репутация могли пострадать. Было принято решение открыть офис в Вантаа. Сотрудники набирались с условием работы в не лимитированном, по времени, режиме, на начальном этапе, пока новый офис не заслужит определенного уровня доверия со стороны Клиентов (на это потребовался почти год). Этого требовала ситуация. Постепенно, учась на своих ошибках, офис в Вантаа с момента основания, за год, вырос от одного сотрудника до шести и поднаторел в общении с Клиентами и таможней. Клиенты, видя цены в счетах и надлежащий сервис начали доверять свои грузы CCS-Vantaa и с каждым днем их становилось все больше и больше, и в этом заслуга и сотрудников офиса в Вантаа, и всех специалистов Питерского офиса Венты, которые воплощали эту идею доверия в жизнь, путем проведения ежедневных переговоров с Клиентами, описывая все плюсы, которые Клиент получит работая с нашим подразделением в Вантаа. Ведь не секрет, что Клиента интересует таможенное оформление в первую очередь, а логистика – это обязательное приложение, которое должно быть качественным и не дорогим, поэтому всем пришлось не просто. По началу мы радовались первой а/м, перегруженной на нашем складе, а теперь 4 в день под перегрузку – это норма. В данном случае у нас все получилось и мы будем стараться наращивать успех путем оказания РЕГУЛЯРНОГО качественного сервиса и умеренных цен. Надо заметить, что добиться такого результата в первый год – это только треть успеха! Оставшиеся 2/3 – это постоянство в качестве сервиса и правильная стратегия развития.

  5. [...] Я продолжаю свои очерки о компании CCS Oy — финском подразделении группы компаний «Вента». Предыдущую часть можно прочитать здесь. [...]

  6. Пасечник пишет:

    Факты. Только факты.
    CCS Oy зарегестрирована 04.06.2001
    Под контроль группы компаний Вента CCS Oy перешла 26.09.2006

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: