Skip to content
 

Вступление в ВТО: регулирование сельского хозяйства России в рамках ВТО

Состояние переговорного процесса по присоединению России к ВТО, регулирование сельского хозяйства в рамках ВТО, сельскохозяйственные субсидии

Регулирование сельского хозяйства в ВТО

Регулирование сельского хозяйства в ВТО

Мы продолжаем публиковать выступления, прозвучавшие на вебинаре об угрозах российскому бизнесу после вступления России в ВТО.

Кошелева Татьяна Юрьевна, ведущий советник Отдела ВТО департамента торговых переговоров Минэкономразвития рассказала о регулировании сельского хозяйства в ВТО и о субсидировании сельхозпроизводства.

Кошелева Татьяна Юрьевна: “Сельскохозяйственные субсидии”

Добрый день, уважаемые коллеги, я бы хотела остановиться на одном из направлений по присоединению России к ВТО, – на переговорах по сельскому хозяйству. В рамках этих переговоров Россия, как и любая другая присоединяющаяся страна, должна согласовать с членами ВТО объем поддержки сельского хозяйства в рамках янтарной корзины. Для того, чтобы было понятно, что такое янтарная корзина, и о чем именно идет речь на переговорах, я подготовила презентацию об основных аспектах соглашения по сельскому хозяйству в рамках ВТО.

Кошелева Татьяна Юрьевна

Кошелева Татьяна Юрьевна

В рамках ВТО вопросы сельского хозяйства затрагиваются двумя соглашениями: в первую очередь, это непосредственно Соглашение по сельскому хозяйству и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Компенсационные меры против сельскохозяйственных  субсидий в случае, если они нарушают требования ВТО, вводятся в соответствии с соглашением по субсидиям и компенсационным мерам.

Соглашение по сельскому хозяйству охватывает 24 группы Гармонизированной системы кодирования товаров.  Это группы с первой по двадцать четвертую, соответственно. Исключением являются рыба и рыбопродукты, эти товары регулируются соглашением по субсидиям и компенсационным мерам, которые регулируют представление о субсидиях в промышленном секторе. Это вот такая особенность правил ВТО. Кроме того, подпадают под соглашение по сельскому хозяйству: шкуры, хлопок, лен, пушнина, шерсть, табачные изделия и алкоголь.

Соглашение по сельскому хозяйству, прежде всего, регулирует предоставление сельскохозяйственных субсидий, под это понятие попадают меры, которые направлены на поддержку сельского хозяйства, на развитие села в целом. И при этом следует иметь в виду, что налоговые льготы не рассматриваются как субсидии по правилам ВТО. Что касается мер поддержки, то здесь можно выделить два основных блока правил: первое – это внутренняя поддержка, второе – это экспортные субсидии.

Зеленая корзина - меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю

Зеленая корзина - меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю

Сначала хотела бы остановиться на внутренней поддержке; внутренняя поддержка, по правилам ВТО, в свою очередь, делится на три корзины, по-английски – «box», т.е. иногда их называют ящиками.  Это – зеленая, янтарная и голубая корзины. Сейчас хотела бы остановиться отдельно на каждой из них. Зеленая корзина – это те меры поддержки, которые могут применяться без ограничений, то есть, так сказать, разрешенная поддержка. Основной принцип распределения мер по корзинам – это то, оказывают ли меры искажающее воздействие на торговлю, либо не оказывают. Меры зеленой корзины прописаны в приложении 2 к соглашению о сельском хозяйстве. При условии, что меры соответствуют критериям, прописанным  в этом приложении, они могут применяться без ограничений, и страны не берут обязательства по их сокращению. Но, при этом, если вводится новая программа поддержки, то они должны быть  нотифицированы в ВТО. И для этого страна-член ВТО должна обосновать, что эти нотифированные меры соответствуют критериям зеленой корзины, которые и изложены в приложении 2 к соглашению по сельскому хозяйству. Два основных критерия такого соответствия – это, во-первых, финансирование должно осуществляться из государственного бюджета в рамках правительственной программы, а не за счет средств потребителей, и второй критерий состоит в том, что поддержка не должна иметь своим последствием поддержку цен производителей. И, кроме того, для каждой группы  поддержки имеются свои собственные критерии, которым должна соответствовать программа, чтобы считаться мерой зеленой корзины.

В качестве примера можно привести меры, направленные на поддержание и создание инфраструктуры, на компенсацию потерь в случае каких-то стихийных бедствий, меры, направленные на страхование доходов сельхозпроизводителей и т.д. Т.е. это могут быть какие-то научные исследования, подготовка кадров и т.п.

Желтая, янтарная корзина ВТО - меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю

Желтая, янтарная корзина ВТО - меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю

В отличие от зеленой корзины, меры янтарной корзины считаются мерами, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю, и такие меры ограничиваются в пределах, которые страна-член ВТО согласовывает либо при присоединении, либо в ходе Уругвайского раунда. И эти цифры фиксируются в абсолютном выражении в перечнях обязательств каждой страны, фиксируются в виде агрегированных мер поддержки, так называемых AMS (Aggregate Measurement of Support), на основе реальной поддержки за какой-то репрезентативный период – обычно это три года, которые предшествуют моменту присоединения. Присоединяющиеся страны согласовывают этот уровень с членами ВТО, и обязательства по объему поддержки, который они согласовывают, фиксируются в перечне, который прилагается к документам о присоединении. Если же этого не происходит, если AMS не фиксируются в перечнях,  то поддержка может представляться в рамках янтарного ящика только в пределах уровня «de minimis». «De minimis» – это доля поддержки валовой стоимости произведенной продукции: для развитых стран, к которым будет относиться и Россия, это 5%, для развивающихся – это 10%. В AMS считается отдельно продуктовая специфическая поддержка и продуктовая неспецифическая. Продуктовая специфическая поддержка – это поддержка, которая направлена на поддержку какого-то конкретного продукта или товара. Продуктовая неспецифическая поддержка – поддержка без привязки к конкретному товару. Следует отметить, что в РФ большая часть, больше 90% мер поддержки относится к продуктовым неспецифическим. Считается, что такие меры боле транспарентны и оказывают меньшее влияние на торговлю. В качестве примеров мер янтарной корзины можно привести ценовую поддержку интервенционной закупки какого-либо товара, субсидии на отдельные виды продукции, компенсации части стоимости комбикормов, мин.удобрений и т.д. К продуктовой неспецифической поддержке относятся льготы по оплате стоимости горючесмазочных материалов, потребление сельхозпроизводителями электроэнергии на льготных условиях, кредиты, предоставляемые фермерам на льготных условиях.

Голубая корзина ВТО - меры, направленные на ограничение производства

Голубая корзина ВТО - меры, направленные на ограничение производства

Третья корзина, которая выделяется в рамках соглашения по сельскому хозяйству – это т.н. голубая корзина. Это меры, направленные на ограничение производства. Они также, как и зеленая корзина, исключаются из обязательств по сокращению, однако, в России такие меры практически не используются, поэтому переговоры по ним не ведутся. Такие меры, в основном, используются в Европейском союзе.

Что касается введения компенсационных мер, то до 2003 в соответствии со статьей 13 соглашения по сельскому хозяйству действовала мерная оговорка, в соответствии с которой меры могли применяться только к янтарной корзине, то есть, против субсидий зеленой корзины меры вводиться не могли. В настоящее время де юре эта оговорка перестала действовать, однако сохраняется так называемый принцип должной сдержанности, т.е. члены ВТО такие меры против зеленой корзины все равно не применяют.

Следующий блок поддержки, который регулируется в рамках соглашения по сельскому хозяйству, это экспортные субсидии. Вообще, в рамках ВТО экспортные субсидии являются запрещенными, но для сельского хозяйства делается исключение. Это исключение делается для тех стран, которые зафиксировали в своих перечнях применение экспортных субсидий в определенном объеме и обязательства по их сокращению. Такое право есть не у всех стран ВТО. Экспортные субсидии перечислены в статье 9.1 соглашения по сельскому хозяйству, т.е. те экспортные субсидии, которые могут применяться в объемах, которые согласованы этими странами. Однако, в настоящее время в рамках нового раунда переговоров в рамках ВТО, которые направлены на дальнейшее совершенствование правил этой организации, на дальнейшую либерализацию торговли, предварительно была достигнута договоренность, что к 2013 году развитие страны перестанут использовать экспортные субсидии. Для развивающихся стран предусмотрен более длинный льготный период, но в 2017 году они также должны отказаться от использования экспортных субсидий. Однако, в настоящее время договоренности нового раунда не оформлены, и пока эта договоренность, так сказать, висит в воздухе. РФ на определенном этапе пыталась отстоять применение экспортных субсидий, однако, с учетом этих договоренностей нового раунда, страны-члены ВТО были очень негативно настроены по отношению к этому намерению, апеллируя к тому, что в рамках ВТО происходит отказ от экспортных субсидий, так почему же присоединяющаяся страна должна их использовать. В итоге сейчас предложение России по сельскому хозяйству не предусматривает использование экспортных субсидий, т.е. после присоединения к ВТО экспортные субсидии в сельском хозяйстве использоваться не будут.

Ну, а сейчас несколько слов о том, что происходит на переговорах по присоединению России к ВТО по части сельского хозяйства. В основном, если говорить о самих переговорах, сейчас они носят технический характер. Россия предоставляет таблицы по поддержке, которые содержат информацию о тех мерах, которые применяются, в поддержку своей позиции о том уровне поддержки в рамках янтарной корзины, которые она сможет применять, став членом этой организации. Основная проблема на этих переговорах заключается в том, что в качестве базового периода страны-члены ВТО настаивали на применении трех лет, которые наиболее приближены к присоединению, однако у России в этот период объем поддержки был невелик и практически приближался к уровню «де минимис», который она и так сможет представлять. Мы настаиваем на фиксации уровня поддержки в рамках 9 млрд. долларов. Это соответствует базисным периодам с 1993 по 1995 год, этот уровень значительно больше, чем тот объем поддержки, который предоставляется сейчас, и он направлен на выполнение в полном объеме государственной программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сырья сельхозпродукции и продовольствия на 2008-2012 гг.

Ответы на вопросы, заданные слушателями

Существует ли детальный подсчет потерь, которые понесет сельское хозяйство России при вступлении в ВТО?

Ну, можно сказать, что проводился целый ряд исследований последствий присоединения России к ВТО, и общий вывод этих исследований таков, что от присоединения к ВТО значительных потерь не предвидится. То есть, с учетом того, что объем поддержки, который отстаивается на переговорах, значительно превышает тот, который предоставляется в настоящее время, сельское хозяйство не должно нести никаких потерь при вступлении в ВТО.

Вступая в ВТО, собирается ли Россия усиливать контроль качества продуктов питания до уровня развитых стран?

Этот вопрос скорее касается технических стандартов ТБТСФС, непосредственно вступление в ВТО увеличения контроля за качеством продуктов как такового за собой не влечет.

Планируется отказ от субсидирования процентной ставки по кредиту на ввоз хлопка в качестве сырья для легкой промышленности?

Нет, потому что это разрешенный вид поддержки в рамках соглашения по сельскому хозяйству.

Многие эксперты прогнозирует убийство мелкого сельхозпроизводителя в регионах России после вступления в ВТО, так ли это?

Непонятно, на чем основано это мнение, потому что поддержка малому предпринимательству, малому фермерскому хозяйству никак не пострадает от присоединения России к ВТО.

Как будут согласовываться с Белоруссией и Казахстаном ставки по тарифам с учетом того, что у нас сейчас действует единый таможенный тариф?

Как вам рассказала Ольга Алексеевна, после присоединения к ВТО у нас будет перечень тарифных уступок, в соответствии с которым будет зафиксирована максимальная ставка, которую сможет принять Россия, став членом ВТО. Точно такое же перечень сейчас согласовывается Казахстаном, который также ведет переговоры по ВТО, но следует отметить, что у Казахстана по примерно 3000 позиций ставки более либеральные, чем у России, и для того, чтобы Таможенный Союз смог нормально функционировать после присоединения к ВТО, будет произведена корректировка этих ставок с учетом тех условий, которые согласовал Казахстан. Как это будет делаться, сейчас обсуждается, и после того, как будет завершена процедура присоединения, перечень России, скорректированный подобным образом, станет новым ЕТТ в рамках Таможенного Союза.


Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: