Skip to content
 

Таможенное оформление. Красное село и Янино

Красносельский таможенный пост, улица Свободы, 57

Красносельский таможенный пост, улица Свободы, 57

Есть такие люди, только повстречавшись с которыми, при всей их внешней смешливости и кажущейся несерьезности, сразу понимаешь – они привыкли достигать поставленных целей. Сила духа, упорство, настойчивость, стремление к победе. Казалось бы, перечисленные черты характера стоило бы отнести к профессиям опасным, никак не связанным с оформлением документов. Но именно эти качества присущи, пожалуй, всем сотрудникам отдела таможенного оформления «Венты». И, думается, без этого не обойдется ни один брокер.

Работа таможенного брокера требует наличия не только соответствующих качеств, но также опыта и знаний. Не обходится и без профессиональных секретов. Какие грузы идут на досмотр, как ускорить выпуск товаров, что делать при не заявленных «сюрпризах» в поставке. Об этом и многом другом рассказала Степанкина Вероника Владимировна, начальник отдела таможенного оформления ООО «Вента» в Красном Селе, с комментариями Малькова Романа Сергеевича, специалиста по таможенному оформлению, представителя ООО «Вента» на таможенном посту в Янино.

Степанкина Вероника Владимировна, начальник отдела таможенного оформления ООО «Вента» в Красном Селе.

Степанкина Вероника Владимировна, начальник отдела таможенного оформления ООО «Вента» в Красном Селе.

Рассказывает Вероника Степанкина: «Для успешной работы таможенным брокером, очень важно правильно представить себя сотрудникам таможни. Я в этой сфере уже около десяти лет, семь из которых непосредственно в ООО «Вента». На сегодня уже начальник отдела таможенного оформления, но, попадая на новый пост (были в практике и Северо-Восточный, и Пискаревский таможенный пост), каждый раз приходится доказывать, что ты адекватный человек, который знает свое дело и не требует невозможного. Новое место – и с нуля выстраиваешь политику общения, хорошие отношения. Это тяжело. Таможня, хоть и предпочитает работать с брокерами, все же с некоторой опаской относится к объемам «Венты» – слишком много направлений, широкий ассортимент. Вот и доказываешь каждый раз, что работать с нами не просто можно, но и действительно комфортно.»

Комментарий Романа Малькова: “Пост в Янино открылся только четыре месяца назад. И как раз сейчас мы в полной мере проходим период адаптации. Изучаем инспекторов, их правила, привыкаем к ним. Так же, как они изучают нас, наших клиентов, приспосабливаются к нашим объемам. Конечно, пока не просто. Но есть опыт и знания, так что, думаю, уже в скором времени мы наладим все процедуры, и работа здесь не будет особенно отличаться от любого другого поста.”
Мальков Роман Сергеевич, специалист по таможенному оформлению, представитель ООО «Вента» на таможенном посту в Янино.

Мальков Роман Сергеевич, специалист по таможенному оформлению, представитель ООО «Вента» на таможенном посту в Янино.

Вероника Степанкина: “Ведь почему многие участники ВЭД почти всегда с опаской относятся к таможенному оформлению? Инспектор таможни, изучая вашу декларацию, вправе задать любой вопрос: откуда товар, зачем, отчего такая стоимость. И нужно уметь дать четкий ответ. Дать понять, что вы пришли и знаете, что вы декларируете, как это выглядит. Знать, какой код ТН ВЭД присвоить, какие пошлины оплачивать, нужны ли сертификаты. Кроме этого, сотрудники таможни могут, по мнению неопытного человека, без особой мотивации сказать «нет». Это может привести в замешательство, но не нас. Мы, раскрывая законы и кодексы, начинаем по пунктам выяснять, что не так в декларации и почему нельзя выпустить груз. Есть еще такой момент, что на каждом посту, у каждого инспектора есть свои особенности – кто-то обращает внимание на одну информацию и требует соответствующие дополнительные документы, кто-то обратит внимание на другие моменты. В этом большая сложность не только для физических лиц, но и для нас: для успешной работы необходимо узнать эти особенности. Поэтому-то и сложно всегда по началу на новом месте.

Сотрудники Красносельского таможенного поста всегда сосредоточены - ошибки недопустимы.

Сотрудники Красносельского таможенного поста всегда сосредоточены - ошибки недопустимы.

Может возникнуть вопрос, откуда возникают отдельные требования инспекторов, если Таможенный Кодекс един для всех. Это объясняется, что законодательство пишется теоретиками и воплотить все это на практике довольно часто является задачей невозможной. Подтверждение прибытия,  последующая выгрузка на склад – каждое действие расписано по часам, даже по минутам. Но вот водитель машины ушел, куда непонятно, без него машину не переставишь. Вот порядок и сбился. И таких ситуаций разных может быть много. Любое действие зависит от целого ряда людей, поэтому выполнить весь процесс абсолютно четко по установленному распорядку, как правило, не представляется возможным.

К тому же, кроме Таможенного Кодекса, существуют еще сотни дополнительных соглашений, постановлений правительства. Это постоянно обновляемая информация. К примеру, Правительство в какой-то момент времени сочло необходимым увеличить количество определенного товара на российском рынке. Отменили на него пошлины. Казалось бы, благое начинание. Но, к сожалению, этим тут же начинают пользоваться недобросовестные участники ВЭД, возить под видом беспошлинных товаров другие грузы. А те, кто везет честно, попадает на 100% досмотр, с доказательством правомерности указанного кода товара, что сделать, порой, очень непросто. В принципе, каждую фразу в документах читают с особой тщательностью, потому что понять ее можно так, как удобно.

Различная трактовка одной и той же статьи одного и того же Кодекса, увы, не редкость. При этом даже правовой отдел при таможне не всегда может быстро и однозначно дать ответ. Единственный выход – это дальнейшее обращение в суд. Но, как понимаете, там тоже весьма многое зависит от возможности адвоката найти правильное толкование. Впрочем, прогресс не стоит на месте, так что, вполне возможно, подобные ситуации, в дальнейшем, все же разрешатся.

Огромное количество бумаг в скором времени уйдет в прошлое. Будущее за электронным декларированием.

Огромное количество бумаг в скором времени уйдет в прошлое. Будущее за электронным декларированием.

К слову о прогрессе. В недавнем времени ввели, так называемое, электронное декларирование, позволяющее совершать и удаленный выпуск грузов, в том числе. Не обходится, разумеется, без накладок, но идея очень хорошая, перспективная. Отправку деклараций в электронном виде, по крайней мере, уже практически освоили и без проблем применяют. Несколько сложнее дело обстоит с удаленным выпуском. Так, например, есть четкая привязка терминалов к постам, то есть здесь, на Красносельском посту, мы можем удаленно выпустить машину в Кингисеппе, а вот из Янино это невозможно. Зато оттуда возможен выпуск с Выборгской таможни. Плюсы очевидны. Раньше по прибытии машины в Кингисепп, оттуда направлялся курьер с документами, мы подавали декларацию, после чего курьер ехал обратно уже с разрешающими бумагами. Сейчас же весь документооборот проходит в электронном виде. За этим будущее.”

Роман Мальков: “Возможность удаленного выпуска грузов имеет как свои преимущества, так и недостатки. Безусловно, удобно, при большом грузопотоке, перенаправить машины на пустой терминал и выпустить их удаленно. Сложности могут возникнуть при необходимости досмотра. Кроме того, что это подразумевает присутствие представителя компании на месте выгрузки (а если это, например, Себеж, ехать туда совсем не близко), так и сам досмотр с незнакомым инспектором вызывает некоторые волнения. Решать вопросы на своем посту гораздо проще, здесь все привычнее. Так что не всегда удаленный выпуск это плюс. Кроме того, программное обеспечение, используемое на сегодняшний день, все же нуждается в доработке. Хотя, в целом, начинание действительно хорошее. Главное, знать в какой момент его удобнее использовать.”

Вероника Степанкина: “Хочется только, чтобы таможня несколько больше учитывала в интересы бизнеса, и не только в этом вопросе. Например, существует такое понятие, как дефицит. Это ежеквартально назначаемые наименования товаров (4-5), ввозить которые в страну по стоимости ниже риска попросту нельзя. Совершенно понятно, что данная опция предназначена для регулирования товаропотоков в стране, но нам, как брокерам, объяснить это клиентам просто невозможно. Представьте, у поставщика прямой контракт, все документы в порядке, включая те, которыми подтверждена низкая стоимость груза. Но вот его товар попадает в дефицит и все, ввозить его нельзя. Чем мы можем обосновать такой отказ клиенту?

Стараемся закрывать такие моменты скоростью оформления. В спокойное время наши клиенты даже разбаловаться успевают, ворчат, если через семь часов машина еще не выпущена. Когда по статистике даже день – это очень, очень хорошо. И для этого нам приходится бегать с документами, как угорелым.

В зале таможенного оформления всегда много людей - работа кипит.

В зале таможенного оформления всегда много людей - работа кипит.

Но дать гарантии на быстрое оформление мы все равно не можем, слишком много особенностей. Поэтому особенно не люблю, когда из офиса звонят с просьбой выпустить определенную машину поскорее. Обязательно что-то пойдет не так, на ровном месте: или не въехать будет, иди на досмотр встанет. Прямо суеверие какое-то. Хотя и менеджеров понять можно, у них клиенты над душой стоят. Здесь такое тоже случается. То для важной стройки что-то везут, то еще что-нибудь. И всегда прямо со скоростью света нужно. Звонят сверху, письма шлют. Сам начальник Северо-Западной таможни просит контролировать процесс. Был подобный случай, открывали  в Подмосковье две гимназии, и за три дня до 1 сентября нужно было финскую мебель довезти, чуть ли не сто машин! И сопроводительное письмо с просьбой «содействовать в оформлении данных машин». При этом, если везут по низкой стоимости и база будет провалена, при проверке никто на это письмо смотреть не будет. И в данном случае инспектор сильно рискует. А отказать не может. Ведь никто не говорил выпускать быстро, но дешево. Нечто подобное случилось, когда везли рулоны с покрытием для Петровского стадиона. Этим оформлением не мы занимались, это история из жизни Северо-Восточного таможенного поста. Тогда инспекторам пришлось сидеть до поздней ночи, чтобы успеть все выпустить в срок. А через полгода комиссия смотрит, что работали в неурочное время, начинает устраивать разбирательство и находит, что сверхурочная работа не была правильно оформлена. Все были наказаны, хотя шли навстречу пожеланиям администрации Петербурга и Правительства. Так что работа таможенника не волшебная, смею вас уверить.

Выгрузка на досмотр процесс долгий, но необходимый.

Выгрузка на досмотр процесс долгий, но необходимый.

С каждой стороны имеются свои трудности. Так, например, одна из самых больших трудностей в нашем деле, это выбор кода товара. Особенно, когда речь идет о неком высокотехнологичном оборудовании. Сложность в том, что консультироваться брокеру по такому вопросу негде. Конечно, существует отдел, чьей специализацией является составление и регулирование базы по кодам товаров. Но услуги по консультированию они не предоставляют. Зато создан отдел, в основные задачи которого будет входить довзыскание доходов. В ФТС сочли, что при быстром выпуске машин проконтролировать стопроцентно правильность выбора кода невозможно. Поэтому в течение года информация по уже выпущенным декларациям анализируется, коды сверяются и, в случае необходимости, производится довзыскивание платежей.

Надо сказать, что историй с разными трактовками кодов довольно много. Довелось однажды везти детали для счетчиков воды, все упаковано порознь. Но на таможне этот груз восприняли, как готовое изделие, а это уже евро-ставка. Причем никто не мог сказать, а все ли детали в наличии – ехали корпуса и механизм, а вот должна ли быть еще какая-то электроника, никто не стал выяснять.  И получилось, что вместо запланированных платежей на 200 тысяч, нам представили к оплате 4, 5 млн рублей. Разумеется, пришлось оформлять реэкспорт. И подобная ситуация может возникнуть со многими товарами. Возможных вариантов развития событий очень много.”

Романа Мальков: “Таможня всегда готова назначать корректировку таможенной стоимости. Клиенты, разумеется, всегда этому сопротивляются. Но сейчас внутреннее законодательство становится более либеральным. К тому же суды все чаще стали занимать позицию участников ВЭД. Так, мы однажды делали перевозку для одной московской фирмы, везли товар по низкой стоимости. С документами было все в порядке, груз выпустили. А через полгода комиссия назначила корректировку ни много ни мало на 12 млн рублей. Компании в Москве уже нет, нам, разумеется, оплачивать такой счет совершенно не в радость. Подали в суд. Выиграли.”

Вероника Степанкина: «Именно поэтому разобраться обычному человеку со всем этим сложно. И если даже не оформляются у брокера, то уж точно консультируются, заполняют декларации. Это мы уже многие вещи делаем на автомате, а неопытный человек вряд ли сможет заполнить документы правильно. Кроме этого, нужно иметь еще и соответствующее программное обеспечение, которое обновляется каждую неделю. Наша компания оплачивает все эти программы. Поэтому частным лицам гораздо выгоднее обращаться к брокеру. Другое дело, когда речь идет о крупных компаниях, с постоянными, большими объемами. В этих случаях тендер на обслуживание такой фирмы выигрывает тот брокер, который предложит более быстрое и дешевое оформление.

Для таможенного представителя это не столько доход, сколько вопрос имиджа. Приятно знать, что среди наших клиентов довольно много компаний, известных в городе. Правда, и хлопот с ними немало. Те же финны при поставках не особенно вникают 5 или 10 % будет код, указывают в документах материал товара, который удобнее для продажи, но часто не соответствует нашему представлению о нем. И когда досмотровый идет по забитой машине, как в магазине, и туфлю, указанную как кожаную, чуть ли не зубами пробует, мы, конечно, иногда и погорячиться можем. Ведь если финны, указывая код, могут и переплачивать, не считая это чем-то принципиальным, то для нас это некоторая проблема. Очень сложно изменить один код на другой, с более низкой стоимостью уже после прохождения границы. Существует, опять же, контролирующий отдел, анализирующий проход границы по кодам, по стоимости, по пошлинам. И любое расхождение должно быть грамотно объяснено.

При этом иностранные компании вовсе не хотят создавать какие-то неприятности для российских партнеров. Это разница в подходе к документам и контролю. Если для европейцев вложить в поставку подарок на Рождество или рекламную продукцию считается совершенно нормальным, то наши таможенные органы воспринимают это как контрабанду. Поэтому сезон праздников для нас особенный кошмар. Когда фирма-отправитель, имея только благие намерения, перед самым входом контейнера ставит для своих клиентов коробку вина, например, а машина попадает на досмотр. Вот уж сюрприз для нас получается! Потому что за провоз не задекларированного груза могут и дело завести. Российская таможня облагает пошлинами и безвозмездные поставки, в том числе. Если бы еще можно было бы с уверенностью предсказать, какие именно грузы будут выставлены на досмотр. Но, кроме того, что обычно проверяют грузы со стоимостью ниже риска, существует еще и выборочная система, генератор случайных чисел.

Таможенный пост в Янино работает всего около 4 месяцев, пока нет даже дорожного указателя.

Таможенный пост в Янино работает всего около 4 месяцев, пока нет даже дорожного указателя.

При проверке грузов часто срабатывает психологическйи момент, человеческая сущность. Кто-то не особенно заостряет внимание при проверке, а кто-то держит машину месяц и досконально проверяет все документы, ищет нестыковки. У нас одна машина на Себеже простояла полтора месяца. Выехала еще до зимы, на летних колесах. Водитель так и жил там, на границе. В машине 90 наименований. И нам, как организаторам перевозки, приходится все оплачивать. Конечно, по закону в таком случае виноват перевозчик, ведь водитель при погрузке должен не только присутствовать, но и сверять, чтобы все было в порядке. Редко, когда это возможно. И нам, чтобы работать дальше, приходится по джентльменскому договору закрывать все расходы.

В последнее время в принципе ужесточен контроль ввозимой продукции. Случайный выбор декларации для досмотра, такая же система на выпуске. Предсказать невозможно. Как мы тут недавно попали, декларация на 4 машины с мебелью, уже три дня досматривают. С полной выгрузкой товара, взвешиванием, фотографированием. А в последнее время и видеосъемка даже применяется. Мы, правда, еще с этим не сталкивались. Нам и без этого нескучно живется. Лошадей, например, растамаживаем. Или имущество известных физических лиц, не буду имена упоминать.

Но это простые случаи. А бывают априори сложные грузы. Такие, как кулинарный мак. Таможенники его просто на дух не переносят. Потому что всегда есть подозрение, а не содержатся ли в поставке наркотические вещества. И довелось нам месяца два назад столкнуться с этим товаром. Съехались все возможные инспекции по контролю за оборотом наркотиков. И вместе с таможенным инспектором и нашим сотрудником отправились на досмотр. Даже собаку выпустили. Ходят, осматривают, берут пробы на анализ. Вроде все в порядке, как вдруг – собака бежит с пакетом в зубах! Наш сотрудник так тихонько по стенке и стал сползать, его же фамилия во всех досмотровых документах! За наркотики заберут! Чуть не поседел за минуту. Как потом оказалось, при любой подобной проверке делается так называемая закладка. Потому что собака обязательно должна что-то найти, иначе она не успокоится. Такой прием дрессировки. Хорошо, когда это уже знаешь, даже смешно звучит. Но несколько пугающих мгновений нашему сотруднику тогда пришлось пережить. Впрочем, это уже история.»


Скучная, на первый взгляд, работа при детальном рассмотрении оказывается весьма не простой, требующей сил, внимания и огромного терпения. Незаметная для посторонних, она не становится от этого менее значимой. Сложно представить, с какими трудностями столкнулись бы, к примеру, участники ВЭД, лишившись разом возможности перепоручить дела таможенному представителю. Декларации, пошлины, досмотры – как много времени было бы оставлено на таможне.

Рассказать обо всем, что случается в работе таможенного брокера, в одной статье просто невозможно. Каждый день оформляются сотни машин, едут всевозможные грузы, выходят новые постановления. Эта тема может обновляться постоянно. И, думается, каждый, кто имеет хотя бы отдаленное отношение к ней, сможет рассказать свою историю.


2 комментария

  1. В Янино сейчас тяжелые бытовые условия, т.к. пост еще не обжит. Спасибо Роману за его его героическую самоотдачу!
    Вот что пишет одна дама – это она адресуется к местным руководителям http://www.tks.ru/forum/showpost.php?p=1148750&postcount=109

    Я вам расскажу про быт на вашем посту от женщины, которая там «живет»:

    Бытовые условия у вас ужасные, хуже чем Янино, мне нигде не приходилось работать. … Ваши «коммунальщики» имеют представление о том, что вас ждет весной, когда начнет таять снег? Я в Янино с момента переезда и видела, что такое дождь у вас, ПЗТК в воде на 90% и водители, закатав брюки, босиком добирались да машин. А ваши вагончики для учВЭДов, вы когда в следующий раз крыс начнете травить, вы хоть предупредите. А то в прошлый раз потравили, а они (крысы) дохнуть ушли под комнату каких-то уважаемых брокеров, по коридору не пройти – вонища!. Я с другой стороны – там общ туалет запах не лучше. Это ещё пол беды, а вот когда воды нет – вот действительно и смех и грех! А разговор о том, что новое руководство имеет виды на исключение въезда учВЭДов на автомобилях, дескать мешают маневрировать спецтехнике. Это, что вы предложите нам идти 250 метров по уши в грязи (в воде весной) или лучше лодки резиновые выдавать не за дорого будете? А что такое у вас досмотр (тема отдельная), благо у меня мальчик есть для этого и мне его искренне жаль, но надо ему учиться и за каждый досмотр премия ему лично от меня.
    В «зале ожидания» в ОТО и ТК действительно, как на вокзале. Столы поставили по-моему спустя три месяца с открытия. Наиболее продвинутые брокеры притащили свои столы и стулья. А окошки к инспекторам, вы сами-то пробовали через это окно поговорить с инспектором, вы представляете, как это выглядит? Зайдите «Вконтакте» там есть страница: узнай учВЭДа по ж…е!
    Я женщина в возрасте и мои совершеннолетние дети, увидев меня «в позе» недоумевают: мам ну разве так можно. То, что все в одежде в «зале ожидания» представлять не надо.

  2. Коля пишет:

    В начале интервью читаю между строк “при всей их внешней смешливости и кажущейся несерьезности” = “весёлый и кайфовый коллектив” :-D :-D :-D

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: