Skip to content
 

О чем говорят логисты

Кузаев Александр Евгеньевич, генеральный директор компании Авелана Логистик. Мы, как и порт, не работаем только два дня в году: в Новый Год и Пасху. Впрочем, как и наши клиенты.

Кузаев Александр Евгеньевич, генеральный директор компании Авелана Логистик. Мы, как и порт, не работаем только два дня в году: в Новый Год и Пасху. Впрочем, как и наши клиенты.

Еще не так давно, когда морское путешествие считалось долгим и опасным, а о самолетах говорили как о чем-то фантастическом, любая привезенная вещь ценилась не только за свои качества, но и за то, что непросто досталась своему владельцу. А путешественников, доставивших товар, встречали с радостью и уважением.

Сегодня же работу логистов оценить по достоинству смогут, наверное, лишь те люди, чей бизнес непосредственно связан с перевозками. И это кажется неправильным. Не только потому, что и сейчас грузоперевозки дело сложное и ответственное, но это также весьма интересная сфера деятельности. Как перевезти авиатранспортом груз, не влезающий ни в один самолет? Что делать, если задержка приведет к срыву гастролей? Что делать, чтобы груз не застаивался на таможне? Об этих и других особенностях работы логистом рассказали Роганов Владислав Игоревич, руководитель фрахтового отдела, и Кузаев Александр Евгеньевич, генеральный директор компании «Авелана Логистик».

Что послужило толчком для образования компании «Авелана Логистик»?

Кузаев Александр Евгеньевич: Компания прошла уже довольно долгий путь. Мы начинали как небольшой перевозчик, работающий на несколько некрупных клиентов. Росли вместе с ними. А параллельно с нами рос таможенный брокер (таможенный представитель, как говорят сегодня) «Вента», основной специализацией которого является таможенное оформление. Но и у его клиентов есть регулярная потребность в перевозках – когда нужна комплексная услуга доставки. Можно сказать, для «Венты» это было вторичное направление. Однако клиентская база росла, с таким потоком в одиночку, без специализированной транспортно-экспедиторской компании, становилось сложнее. На волне этой необходимости и выросла «Авелана-Логистик» – транспортно-экспедиторская компания. Сейчас мы – самостоятельная компания, со своими клиентами, хотя для нас «Вента» – это, по-прежнему, самый крупный, генеральный заказчик.

Существует ли определенное направление, в котором работает «Авелана Логистик»?
Информация о компании

«Авелана Логистик» основана в 2007 году как транспортно-экспедиторское подразделение Группы Компаний «Вента». Основная специализация – организация и осуществление морских, железнодорожных и мультимодальных перевозок, включая авиаперелеты. Структура компании: управленческий отдел; фрахтовый (клиентский) отдел; отдел продаж; отдел внутрипортового экспедирования (оперативная работа в порту Санкт-Петербурга); отдел таможенного оформления; транспортный отдел. Функции фрахтового отдела: прием, обработка клиентских заявок, разработка и предоставление всех возможных маршрутов, дистанционное экспедирование груза на всем пути следования, контроль на всех этапах перевозки.

Сайт компании www.avelana.ru

Кузаев Александр Евгеньевич: В принципе, мы не ограничиваемся каким-либо определенным направлением. Клиент ставит задачу – мы ищем способы ее решения. Хотя, стоит отметить, что на сегодняшний день Юго-Восточная Азия – один из лидеров по грузопотоку. Такое обстоятельство складывается за счет перспективности данного рынка, а также ввиду сосредоточения производств всевозможных товаров (на территории Китая, например). В связи с этим компания разработала и продолжает разрабатывать новые маршруты: не только традиционное для Петербурга морское направление через Балтийское море, но и через Владивосток, Новороссийск, а также железной дорогой через Забайкальск, автотранспортом через Казахстан, комбинированные перевозки – авиатранспортом в Финляндию, а затем автомашиной в Россию. Другими словами, предлагаем клиентам разнообразные варианты.

Но, кроме азиатского направления, есть интенсивные грузопотоки из Германии, из Италии, много запросов на перевозки на направления Северной Америки – США и Канада. Мы перевозим грузы по всему миру.

Зависит ли грузопоток от времени года?

Роганов Владислав Игоревич: Некая сезонность существует. Яркий тому пример – предновогоднее время, когда все пытаются успеть перевезти груз до новогодних праздников.

Кузаев Александр Евгеньевич: В начале декабря прекращаются отгрузки на Европу – Рождество. В середине декабря прекращаются отгрузки на Россию – на две недели новогодних праздников. А после останавливается Китай – Новый Год уже там. В августе в коллективные отпуска уходят предприятия Италии. Естественно, что в июле происходит пик грузопотока в этом направлении, так как нашим клиентам необходимо обеспечить начало осенне-зимнего сезона. То есть какие-то направления встают, но всегда работают какие-то другие направления.

Каким образом строится работа сотрудников фрахтового отдела с клиентами?

Роганов Владислав Игоревич: Работа с клиентом – это, прежде всего, общение с ним. Самое главное, что мы делаем – обеспечиваем клиентам индивидуальный подход. Мы никому не отказываем из-за того, что, например, груз для нас не типичный. Для любой нестандартной перевозки мы всегда найдем варианты и предложим клиенту расчет. Если клиент попросит перевезти айсберг, перевезем и айсберг.

При поступлении заявки сотрудник подбирает оптимальные маршруты перевозки каждого конкретного груза, делает расчеты сроков и ставок, после чего сообщает информацию клиенту. Далее, по выбранной схеме осуществляется перевозка – разнообразными транспортными средствами с непрерывным контролем над местоположением и сохранностью груза. При этом данная информация предоставляется клиенту по первому требованию в любое время. Даже, если он ночью позвонит, переволновавшись за свой товар.

При международных перевозках приходится сталкиваться с таможней. Каким образом этот вопрос решает «Авелана Логистик»?

Кузаев Александр Евгеньевич: Технически наша компания с таможней на предмет оформления таможенных грузов не общается, для этого мы привлекаем специалистов по таможенному оформлению. Безусловно, мы хорошо знакомы с данной темой и можем подсказать некоторые тонкости, помочь тем клиентам, которые решили воспользоваться только лишь услугами по перевозке. Но все же в этой сфере основная наша задача – внутритаможенный транзит, это специфическая процедура, которая не связана с выходом товара в свободное обращение. Таможенное оформление, как дело весьма тонкое и деликатное, должно выполняться профессионалом в данной области. В нашей стране, к сожалению, личные отношения с сотрудниками таможни все еще играют важную роль. Да и «решение вопроса на месте» практикуется все также. Ничего не изменилось с 1992 года. И пока сложно сказать, изменится ли. Оглядываясь на это, гарантировать успешное прохождение таможни мы можем лишь в случае оформления всех документов через таможенного представителя «Вента». Можно сказать, что это наш генеральный подрядчик по этим работам. Впрочем, по ряду причин, таможенная очистка может делаться и другим исполнителем. Мы знаем многих брокеров, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке таможенного оформления. Для клиента ведь самое главное – осуществить перевозку качественно и в установленные сроки.

Кстати, есть клиенты, которые сами отлично разбираются в таможенном оформлении, а к нам обращаются, в основном, за перевозкой. Но и они консультируются с нами по таможенному оформлению.

Перевозки это, как правило, многоэтапная операция, что подразумевает участие многих, в том числе, сторонних лиц. Каким образом строится ответственность за сохранность груза?
Роганов Владислав Игоревич, руководитель фрахтового отдела компании Авелана Логистик. Работа с клиентом – это, прежде всего, общение с ним. Самое главное, что мы делаем – обеспечиваем клиентам индивидуальный подход.

Роганов Владислав Игоревич, руководитель фрахтового отдела компании Авелана Логистик. Работа с клиентом – это, прежде всего, общение с ним. Самое главное, что мы делаем – обеспечиваем клиентам индивидуальный подход.

Роганов Владислав Игоревич: С каждым участником процесса, будь то перевозчик или же агент линии, заключается договор, предусматривающий распределение ответственности в каждом определенном случае.

Имеет ли смысл, в таком случае, страховать груз?

Кузаев Александр Евгеньевич: Конечно же. Дело в том, что Федеральный Закон о транспортно-экспедиторской деятельности гласит, что «экспедитор несет ответственность перед клиентом при отсутствии его вины так, как перевозчик отвечает перед экспедитором». А, к примеру, в Кодексе о морских перевозках написано, что перевозчик не несет ответственности в случае частичной или полной утраты груза и далее по пунктам: общая авария, лоцманская ошибка и так далее. Нужно понимать, что коммерческая деятельность это риск. Все должны быть к этому готовы. И если клиент все понимает, не старается экономить на мелочах, то он, естественно, будет свой груз страховать. Динамика страхования за время работы компании – от 10% до 80% на сегодняшний день. Люди понимают, что это не лишние деньги, а возможность спать спокойно.

Как насчет страхования профессиональной ответственности?

Кузаев Александр Евгеньевич: Мы бы с радостью, но законом не предусмотрено. Более того, мы даже не имеем право сами страховать груз, без прямого указания клиента это запрещено.

Можно ли и каким образом влиять на сроки доставки, так называемая «оптимизация»?

Роганов Владислав Игоревич: То, что в перевозках называют «оптимизацией», по сути, является оптимизацией таможенных платежей, и это не связано со сроками доставки. Ведь все маршруты, используемый транспорт – вся информация на поверхности.

Кузаев Александр Евгеньевич: Данные вопросы также касаются, в основном, сотрудничества с таможней. Возможно если не все, то многое. Мы даем информацию, что из точки А в точку Б груз можно провести через некоторое количество городов. Стоить это будет, к примеру: за 100 долларов – 60 дней; за 200 долларов – за 20 дней; и можно привезти за 1000 долларов за пять часов. Вопрос в том, сколько готов заплатить клиент.

Возвращаясь к работе с клиентами. Каким образом среди сотрудников распределяется клиентская база?

Кузаев Александр Евгеньевич: В «Авелана Логистик» каждый клиент закрепляется за определенным менеджером. Общаясь с конкретным клиентом на протяжении длительного времени, можно лучше узнать все нюансы работы с ним, эффективно удовлетворять его потребности, быстрее и наиболее оптимально реагировать на различные ситуации. Данная политика осуществляется даже в том случае, если клиент работает по нескольким направлениям.

Часто ли возникают проблемы при работе с клиентами, какого плана?

Роганов Владислав Игоревич: Безусловно, бывают случаи, когда приходится проявлять терпение. Но, как правило, при грамотном общении и предоставлении полной информации на каждом этапе работы, все проходит спокойно. Каждый клиент, его потребности, перевозимый груз – индивидуальны. В зависимости от поставленной задачи предлагаются оптимальные варианты и дальнейшее постоянное курирование груза. Сотрудник всегда находится на связи как ответственными за этап перевозки людьми, так и с клиентом. И в непредвиденных ситуациях немедленно связывается с владельцем груза для скорейшего ее разрешения.

Можно ли привести пример подобной ситуации из практики компании?

Роганов Владислав Игоревич: Необычная и сложная одновременно была перевозка для БДТ. Груз – реквизит для выступлений на гастролях в Японии. Было принято решение отправить его морем, с перегрузкой в Роттердаме. И вот, по прибытии на место перегрузки, выяснилось, что реквизит на нужный пароход не попадает. Что делать в такой ситуации? Срочно нашли альтернативный способ доставки. В итоге, приняли решение отправить груз самолетом. Подняли все контакты в Роттердаме, договорились о перегрузке и отправке. Реквизит прибыл вовремя. Данная ситуация была вызвана сдвигом в расписании и поздней отправкой груза, не было запаса по времени. Но, к счастью, все закончилась благополучно.

А были ли случаи неудачных перевозок, потерь груза?

Кузаев Александр Евгеньевич: Нет, в практике «Авелана Логистик» таких случаев не было. Полных потерь груза не было.

Но существует ли какое-то негласное разделение грузов на «простые и сложные»?

Роганов Владислав Игоревич: Безусловно, имеет значение, перевозишь ты обычный стандартный груз или что-то, например, взрывоопасное, негабаритное. То есть, если груз помещается в контейнере – все равно, что это. Если же груз негабаритный, нужно учитывать множество нюансов: выступ над машиной для обеспечения проезда под мостами (при автоперевозке), увеличение фрахта при морских перевозках (место такого груза будет превышать слот одного контейнера) и так далее.

Кузаев Александр Евгеньевич: На самом деле, обычно это вопрос цены. Потому что перевезти можно все. Так, к примеру, одним из интересных случаев была перевозка металлических колец диаметром около трех метров из Дели. Эти кольца использовались в России для сборки турбин. Ни в один из самолетов кольца не влезали, а требовалась именно авиаперевозка. И нам пришлось их распиливать для погрузки и сваривать уже на месте доставки. Интересно, что потом, после сборки, турбины перевозились во Вьетнам. Это – глобализация. Так же весьма необычной была перевозка скамейки из ценных пород дерева из Италии в Лос-Анджелес для известного русского хоккеиста. Груз был небольшой, но была велика ответственность – ведь другого такого образца просто нет и, в случае чего, потери были бы безвозвратные. Нужно было свести к минимуму возможность любых неожиданностей.

Исходя из вышесказанного, можно представить, сколько работы у вас перед праздниками или в случае непредвиденных ситуаций. Как часто приходится задерживаться на работе?

Роганов Владислав Игоревич: Конечно, порой приходится задерживаться в офисе допоздна. Но и без этого мы находимся постоянно на связи, с перевозчиками и клиентами.

Кузаев Александр Евгеньевич: Да, в нашем бизнесе люди работают круглосуточно. Рабочий день не регламентирован. Мы, как и порт, не работаем только два дня в году: в Новый Год и Пасху. Впрочем, как и наши клиенты. Ведь если что-то происходит, мы сразу связываемся с клиентом для разъяснения ситуации и принятия решения (в случае необходимости). Мобильные телефоны наши сотрудники не выключают никогда, даже ночью. Приходится быть в постоянной готовности, прямо как сотрудники экстренных служб. И в этом основная сложность работы логистом – он должен быть морально-стрессо-устойчив. Например, перевозка из Китая в среднем занимает 60 дней. За это время многое может произойти и на транспортном средстве, и в мире, и у нас в стране. И не все клиенты адекватно воспринимают такой долгий путь. Могут сказать, что «если поставки не будет завтра, то она мне и вовсе не нужна». Эмоции – нужно уметь их не только погасить, но и оставить позитивный след.

Нет ли текучки кадров при таком напряженном графике работы?

Кузаев Александр Евгеньевич: Текучка кадров присутствует в основном только в отделе по внутрипортовому экспедированию. Там очень часто работают студенты. И, по молодости лет, месяца через два или три начинают думать, что все умеют. Кто-то просто уходит, кто-то даже пытается открыть свое дело. Хотя я, погрузив свой первый пароход в 1992 году, до сих пор не могу сказать, что знаю все. Очень много нюансов. Каждая отправка – что-то индивидуальное.

То есть создать транспортно-экспедиторскую компанию с нуля невозможно?

Кузаев Александр Евгеньевич: Возможно все. Самое главное – опыт и желание.

И насколько реально выжить в этом бизнесе?

Кузаев Александр Евгеньевич: Выжить – тяжело. Вопрос в том, что рынок транспортно-экспедиторских услуг, что в Санкт-Петербурге, что в Котке, что по всему миру – узкий. В нем вращаются одни и те же люди, которые знают друг друга. Морские перевозки – еще уже. И когда появляется новый игрок на этом рынке, сразу имеется представление кто он, откуда, зачем. Если он выходит на рынок со своими клиентами, то спокойно работает. Если он начинает заниматься переманиванием клиентов, лихорадить рынок, то он долго на рынке не выживет. В случае неадекватного поведения нового игрока, создается плохая репутация. Это, кстати, касается и клиентов. Помню, в сложные 90-ые объявился один «распальцованный» клиент, не оплачивающий услуги. Но когда он обращался в следующую экспедиторскую компанию, там уже знали, что с ним работать можно только по 100% предоплате. Люди делятся информацией друг с другом.

Ну а вообще, мы зависим от своих клиентов. То есть выжить в этом бизнесе для нас означает помочь выжить клиенту. Поэтому, если у клиента возникают объективные трудности, мы всегда ему помогаем.

Для транспортных компаний сложности еще и в другом. Коммерсант сегодня продает столы, завтра обувь, послезавтра игрушки, а через месяц ничего, а через полгода снова что-то продает, поэтому если в активах один-два клиента (если это не гиганты, как Газпром или Росатом, конечно), то выжить за счет этого невозможно, нужно постоянно расширять клиентскую базу. За последние два года нашей работы увеличение клиентской базы составило около 40%

Сказался ли как-то финансовый кризис на работе компании?

Кузаев Александр Евгеньевич: Конечно, финансовый кризис на всех сказался. Падают объемы перевозок, рынок перестраивается, нужно адекватно реагировать. Пришлось несколько пересмотреть направления, стали предлагать клиентам альтернативы, искать варианты, которые позволяли бы существовать более-менее нормально и нам, и клиентам. Задача в том, чтобы клиент заработал деньги. Он их зарабатывает, значит, работает дальше, значит и у компании есть работа. Поэтому в самом начале 2010 года было открыто представительство в Новороссийске. В близких планах – открытие представительства во Владивостоке. То есть развитие альтернативных маршрутов. Если ранее мы оказывали услуги в этих портах через контрагентов, то теперь в Новороссийске мы оказываем их непосредственно сами. Для клиента это дешевле. Так же будем работать и во Владивостоке. Ну, а вообще нельзя сказать, что кризис стал чем-то фатальным. Есть и положительная сторона. Во время кризиса клиенты чаще меняли своих перевозчиков, то есть более устойчивые логисты приобретали клиентов, ушедших от других. Так что в этом мы даже выиграли.


9 комментариев

  1. Коля пишет:

    Глобально….пробью сколько стоит айсберг продать (приобрести, как я понимаю, можно задаром) и обращусь за перевозкой)))))))))))

  2. Влад пишет:

    Если будет большая степень негабаритности, то можно будет на кубики разрезать? )))

  3. Влад,
    иногда сообщают, что суда роняют или теряют контейнеры. Вроде вот такого, когда пол сотни было повреждено http://tavrida.co.ua/news/5193-posle-shtorma-v-biskae-konteynerovoz-maersk-sembawang-v-gavre.html

    Я представляю, какой был переполох у грузовладельцев!

    А в вашей практике были подобные случаи?

  4. Влад пишет:

    На нашей практике, к счастью, таких случаев не было. Переполох, конечно, возникает как у грузовладельцев так и у перевозчика. Согласно конвенции о морской перевозке грузов, перевозчик обязан доказать наличие обстоятельств, которые вызвали утрату или повреждение груза (установить причины возникновения ущерба).
    Во-вторых, перевозчик обязан доказать, что “он, его служащие или агенты приняли все меры, которые могли разумно требоваться, чтобы избежать таких обстоятельств и их последствий”.
    В таком случае перевозчик не несет ответственности. Поэтому все грузы мы настоятельно рекомендуем страховать.

  5. Афонина Ксения пишет:

    Влад,
    мне, как человеку новому в коллективе,интересно узнать как ты начинал свою работу в компании? Насколько сложно или наоборот легко было сделать первые перевозки? Как ты справлялся в стрессовых ситуациях?

  6. Влад пишет:

    Когда я начинал работу, в Авелане еще не было такого объема перевозок. Все приходило со временем. Начинал с самого простого и постепенно переходил к более сложному. В стрессовых ситуациях самое важное на мой взгляд – спокойствие и трезвая оценка ситуации.

  7. Коля пишет:

    А “нетрезвые” оценки бывают? или “нетрезвые” решения, когда чтобы принять сложное решение, нужно набраться духу и хлопнуть для храбрости)))))))))))

  8. Коля пишет:

    Пациент: – Доктор, меня все игнорируют
    Доктор: – следующий!
    :) ))))))))))))))))))))))

  9. Влад пишет:

    А хлопнуть можно после принятия решения, но не до. А то можно так нахлопаться, что уже не до решений будет :)

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: