Skip to content
 

Таможня и ВЭД – проблемы и пути их решения

Сложности таможенного оформления за последний год сильно выросли

В настоящий момент наиболее важными проблемами в отношениях между участниками внешней экономической деятельности и таможней нам видится изложенное ниже. Самая большая проблема – недоверие таможенных органов к импортёрам, а также выполнение «плана» путём КТС.

Наболело, необходимость высказаться нарастает. Сложности таможенного оформления за последний год сильно выросли. Итак, читайте, как выглядят со стороны перевозчика

КТС и другие мероприятия таможенных служб, ударяющие по карману грузовладельцев

Досмотры и проверки

Понятно, что к каждому грузу можно “докопаться”. В каждой машине можно найти несоответствие в весе, количестве, размере, цвете, запахе и т.д. Любое несоответствие – повод для официальных служб назначить цену за «решение вопроса». Причём, зачастую эти несоответствия не носят характер организации каких-либо схем. Обычно это человеческий фактор или просто «правда жизни». Например – загрузили кровати другого цвета, проставили «вес нетто» на глазок, перепутали номер инвойса или контракта и т.д.

Пример из жизни – линолеум.

На рулоне написано – 150 погонных метров. Разматываем рулон и на деле получается, что он 152 погонных метра. Вывод таможни – 2 метра хотят ввезти незаконно. Умножаем эти 2 метра на 40 рулонов в машине и получается целых 80 метров.

Другой пример – ананасы консервированные.

Вес нетто без упаковки 170 грамм. Вскрываем одну банку, другую, взвешиваем, находим лишние 5 – 7 грамм, перемножаем виртуально на несколько тысяч банок и получаем сотни килограмм незадекларированного товара.

Третий пример – положили в машину с мебелью рекламные каталоги, не проинформировав получателя и не отразив это в документах. Они ничего не стоят, да и продавец их просто послал как «презент», т.к. обычной почтой достаточно дорого, да и дойдёт ли… На досмотре выявили 200 каталогов. Протокол об административном нарушении на лицо.

Четвёртый пример.

Классификация товара на усмотрение инспектора. Всем известные наборы для душа – гель, мочалка, шампунь, мыло, пемза для чистки ног, шапочка, может что ещё в разных вариациях. Можно закодировать как наборы для ванных комнат, а можно отдельно по каждой позиции. В этом варианте сразу возникает сумочка, в которой всё это лежит. Она вообще из другой группы. Приходится у каждого товара выделять вес нетто/брутто (а представьте эту ситуацию со швейными наборами…вес одной иголки или мотка ниток…). Ошибки в декларировании (вес, описание, количество и т.д.) получаются уже неизбежными. Соответственно, как минимум АП (административный протокол).

Пятый пример.

Технологическая линия в нескольких машинах. Разные станки, запчасти, канистра с маслом (а это уже подлежит оформлению на акцизной таможне), сменные насадки… Это, реально, одна линия, и у неё есть один таможенный код. А классифицировать можно по разному – как выгоднее. Причём как импортёру, так и инспектору.

А если едет груз с сотней наименований, то любой простой на границе или на СВХ нарушает технологическую цепочку. Все понимают, что в машине, где много наименований, если поставишь её на досмотр, то всегда найдёшь какое-то несоответствие. А досмотр займёт несколько дней, а то и недель. Зачастую происходит банальное «воровство» сотрудниками, которые призваны просто охранять товар (в случае, если товар легко реализуемый, т.е. ширпотреб). Происходит повреждение упаковки. Одежда, например, пачкается, рвётся и всё – её уже только выкинуть или в секонд хенд. Про бытовую технику и электронику, которая идёт без соответствующей “поддержки”, можно не упоминать.

Бывает, едет товар на выставку, под открытие магазина, или это новая коллекция, или к праздникам (новый год, 8 марта, Пасха, 1 сентября и т.д.). Товар сезонный – есть временнЫе ограничения. Отправляется он загодя. А специальная проверка по коду товара в интересах «монопольного импортёра» или действие инспектора в корыстных целях пускает всё насмарку. Товар может задержаться на несколько месяцев. Итог – простои транспортных компаний, штрафные санкции (т.к. на административный протокол “притянут” в любом случае), и самое страшное – товар, который никому до следующего сезона (а в случае с 12 символами нового года и до следующего именного года) востребован не будет совсем.

Также хочется отметить “разумность декларирования”. Есть загрузка – запасные части. Все товары требуют сертификации. Среди 15 тонн запчастей есть позиция “резиновая прокладка” в количестве 5 штук, весом 200 грамм. Один сертификат будет стоить 50 – 100 стоимостей самого товара. Дешевле было отправить экспресс почтой, но поставку экспортёр делить не стал… В итоге у импортёра выбор – как поступить.

Таможенная стоимость и КТС

Не секрет, что достаточно большой объём поставок идёт по ценам, согласованным с таможней. Таможня закрывает глаза на предоставление прозрачных документов, а импортёр ставит цену, устраивавшую обе стороны. С этой стоимости берутся таможенные платежи. Достаточно часто покупатель не может предоставить документы, подтверждающие прозрачность закупки (деньги платились из других стран, товар был перекуплен в пути, используются деньги доверенных кредиторов из третьих стран и т.д.). Но гораздо чаще нежелание регистрировать прозрачный прямой контракт идёт по инерции. Т.е. покупатели считают, что можно ввезти товар с разумной “оптимизацией”, занизив таможенную стоимость как было на протяжении последних 15 лет. Эффект инерции и привычки.

Сейчас значительную часть товаров можно и нужно везти легально. Но вывод поставок на прямые схемы осложнён как со стороны продавца (западным, да и восточным поставщикам абсолютно непонятна система таможенных операций на территории РФ), так и со стороны покупателя (конкуренты, силовые структуры, инспектирующие органы, отсутствие конфиденциальности информации). Поэтому этот поток так и остаётся в тени.

А вот то, что выводится в прозрачное плавание, моментально наталкивается на противодействие таможни, особенно если стоимость товара, декларируемая таможенному органу, ниже так называемой “проходной стоимости” или “стоимости по рискам”. В кодексе таможни предусмотрено 6 методов определения ТС (таможенной стоимости). Самый простой (на первый взгляд) – первый. Есть продавец, есть покупатель. Между ними контракт, платежи, поставка товара. Плати необходимые налоги и всё в порядке…, но таможня просит предоставить дополнительные документы, которые должны подтвердить прозрачность поставки. Обоснованием для отказа в принятии стоимости по “первому методу” может быть неполная/нечёткая печать, отсутствие номера инвойса, ошибка в дате контракта, ошибка в переводе документов, отсутствие оригинала экспортной декларации (т.к. это документ внутренней отчётности, зачастую его просто нереально предоставить в оригинале. В некоторых странах, США например, его вообще нет, а Европа перешла на электронную версию и экспортная декларация, бывает, появляется в зоне досягаемости уже после прихода товара на территорию РФ и естественно без каких либо печатей таможенного органа страны экспорта), отсутствия интернет-сайтов с приемлемой продажной ценой внутри РФ и простое нежелание инспектора (а обычно не инспектора, а его руководства) согласиться с доводами и документами. Импортёру предоставляют выбор – оформлять КТС или КТСят принудительно.

Идёшь потом в суд, через полгода получаешь положительное судебное решение, но попадаешь в “чёрный” список, и оформление твоего товара идёт с тройным пристрастием и по кодексу в течении 3 дней. А уж что можно найти за это время… Это будьте уверены, таможня найдёт, т.е. “нароет”.

Практика КТС идёт от плана. Кончается отчётный период. Платежей из-за рыночной ситуации или из-за обманутых ожиданий или из-за “репрессивных” мер таможни в течении какого-либо периода или чехарды с кадровым составом, сильно не хватает. Давно проверенный метод – КТСить всех. А руководителям таможни советуют вести “разъяснительную работу” с импортёрами, дабы те не судились и соглашались. Те инспектора, которые выпускают товар на основании всех предоставленных документов ниже стоимости, указанной таможней, получают выговор. Выговор они же получают если импортёр идёт в суд. Такой вот круговорот… Естественно система объявляет крайним тех, кто снаружи, вот и приходится терпеть корректировки платежей.

Из-за чего у нас может упасть товаропоток и, как следствие, произойти падение сбора таможенных платежей – безбожные досмотры, перевод потоков в интересах конкурентов, конкурентная борьба постов. А в это время импортёры отсиживаются на складах за бугром или едут в другое место оформления. В региональной таможне наблюдается существенный недобор платежей…

Очень показательна реакция сотрудников таможни. Причём чем выше сотрудник, тем сильнее диссонанс. Пока человек в системе, для него импортёры/экспортёры в массе своей – жулики, которые всеми правдами и неправдами пытаются обмануть таможню. Как только сотрудник становится “бывшим” и, основываясь на своих знакомствах/связях, переходит в противоположный стан, человек и его взгляды меняются кардинально. Он реально начинает не понимать логику действия таможенных структур и контролирующих организаций, а также абсурдность требований таможни, хотя концепция развития таможни не меняется и он сам её же и двигал….

Требование к предоставлению информации по описанию товара

Так называемая, “техничка” – это новая головная боль. Таможня считает, что в “31″ графе ГТД должно быть максимум информации о товаре, а что туда не лезет, должно прикладываться отдельно. И целые отделы у импортёров теперь сидят, ксерят и “привязывают” технички к инвойсам и придумывают техническую документацию, которая устраивает таможенный орган. Думаю, все понимают, что инспектор в этой техничке не поймёт ничего… Ему она нужна не для понимания, для него это – бумажка, чтобы прикрыть своё решение. Если нагрянет проверка, то чем толще комплект документов вытащишь, тем более надёжной считается оборона.

Примеров можно нарисовать тысячи. За то, чтобы всё было более-менее приходится платить.

Основная проблема, на мой взгляд, это выполнение таможней функций финансового контроля, которые ей несвойственны. С точки зрения здравого смысла, таможня должна следить, чтобы не было контрабанды оружия, наркотиков, вредных веществ, запрещённых препаратов. Конечно, таможня должна отслеживать выполнения протекционистских мер, введённых правительством страны. У нас же таможня ещё занимается контролем закупочных и продажных цен, а также расследованием сомнительных фирм и схем. Аналитика – несомненная функция там, где есть большой объём информации, особенно цифровой. Эта информация должна просто передаваться в налоговое ведомство, а вот там её должны соотносить с дальнейшим движением товар-деньги-товар и следить за налоговыми платежами.

Пока существуют фирмы однодневки, обналичка и незаконный вывод капитала, участники ВЭД будут пользоваться серыми схемами, что позволяет существенно завышать и прятать прибыли. А если налоговые структуры обрубят эти возможности, варианты “оптимизации” на таможне отпадут из-за нарушения соотношения прибыль/риск. Дешевле и выгоднее будет работать официально.

Проблемы, связанные с простоями, в том числе и по причине «плановых проверок»

Таможенные переходы всё чаще начинают отвечать приемлемым требованиям по таможенному оформлению (хотя, конечно, хватает и “доисторических” переходов). Движение основных грузопотоков идёт там, где есть нормальные условия. Однако, опять же субъективные действия инспектора вне рамок компетенции, подтасовка фактов (простая накрутка весов, что показывает недовес или перевес в несколько тонн, там где его нет), требования в предоставлении документации не необходимой для таможенного оформления при переходе границы, но по мнению инспектора обязательной, простые очереди перед Новым годом, периодом отпусков и т.д. – всё это создаёт простои и потери денег транспортными организациями и покупателями/продавцами. Но, так как таможенный кодекс действует как на терминале оформления, так и на пункте перехода, все вышеописанные проблемы по второму вопросу, смело можно ожидать и на границе.

Правда, “стопор” на границе вызывает значительно более мощный общественный резонанс, нежели стопор на каком-то таможенном терминале. Поэтому граница предпочитает пропускать товары внутрь России, делегируя окончательную функцию контроля постам оформления. Естественно “поддержка” на границе необязательное, но необходимое условие.

А вот на постах таможенного оформления эта проблема встает в полный рост и по нескольку раз в год блокирует работу всех перевозчиков Северо-Запада. Но это отдельная тема, ее здесь быстро не раскрыть… Об этой проблеме мы будем писать еще не раз.


10 комментариев

  1. Коля пишет:

    Сильно написал…еле осилил))))))))))))

  2. Anuar пишет:

    Интересное чтение! Но неужели в этой мрачной картине нет просветов? (( То есть из этого следует что заниматься импортом всяких интересных вещей, например, из Китая лучше вообще не следует? Судя по обилию проблем и трудностей, как может начинающая компания вывести на наш рынок товар? С учетом статей здесь о том что Китай- перспектиное направление торговли, я с этим соглашусь, но перспективное оно для кого? Для серьезных круных компаний? А как же те, которые начинают?)))) С такой ситуацией на таможне получается им нереально это сделать.

  3. Коля пишет:

    Хотелось бы отметить, что здесь пока отражены проблемы, а пути решения – это наверное тема для другой статьи. Критиковать-то мы умеем, а вот предложить что-то реальное сложно….но я попробую…потом…если смогу))))
    А по существу комментария – был такой лозунг у Инкомбанка вроде – “Решайте задачи вместе с профессионалами”. Очень актуальный во все времена. Так что начинающей компании, да и компании с именем и опытом, правильно пользоваться услугами экспертов, а не выдумывать велосипед, чем грешат некоторые компании и несут соответствующие издержки. Скупой платит дважды – тоже никто не отменял.

  4. Anuar пишет:

    Да….с этим не поспоришь))

  5. Александр пишет:

    Из-за неповоротливости и отсталости нашей таможенной системы страдают не только участники ВЭД, а обычные конечные покупатели, на которых падают все издержки данного процесса. Исходя из этого, фирмы с большим опытом и налаженными схемами работы могут предложить своим клиентам более выгодные условия доставки груза в РФ, те в свою очередь, могут предложить более конкурентноспособный товар на внутреннем рынке, чем фирмы, пользующиеся услугами фирм-новичков.

  6. Микантаре пишет:

    А по моему все очень просто: сегодня в нашей Раше с определенной периодичностью (которая возрастает в геометрической прогрессии) выстраивается вертикаль, при которой в обязательном порядке увольняют “старых” таможенников, которые только-только становятся профессионалами в своем “не легком” деле. При этом новый таможенник, которого ставят на место уволенного считает, что вот именно он исправит ситуацию в стране, связанную с нормализацией таможенного оформления. В итоге мы получаем кучку “мега руководителей”, которые понятия не имеют, что такое таможенное оформление, что такое риски, почему у одних уч. ВЭД одна стоимость товаров, а у других – иная. А если сюда добавить особенности географического расположения предыдущего места работы вновь назначенного чиновника, который твердит: “а вот у нас…”, то надежда на луч света в туннеле окончательно заваливается очередным обвалом камней. Через месяц или два работы новый чиновник понимает, что ему в данном круговороте ничего не поменять, но уже поздно и вот ему остается ждать следующих изменений в вертикальном “деловом таможенном сообществе” и своей жалкой участи. Но все это лирика… Как изменить ситуацию? Для начала не плохо было бы поподробнее рассмотреть любой из приведенных выше примеров:
    Третий пример – положили в машину с мебелью рекламные каталоги, не проинформировав получателя и не отразив это в документах. Они ничего не стоят, да и продавец их просто послал как «презент», т.к. обычной почтой достаточно дорого, да и дойдёт ли… На досмотре выявили 200 каталогов. Протокол об административном нарушении на лицо. С юридической точки зрения описанная ситуация говорит об отсутствии умысла получателя или лица, который подал ГТД к оформлению. Из сложившейся ситуации выйти просто – предоставить письмо от отправителя (как пример) о технической ошибке. Но мешают нам это сделать много причин и последствий, которые можно здесь перечислять очень долго.

  7. GaGa пишет:

    6 методов определения таможенной стоимости установлены не Кодексом, а Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года
    :)

  8. Alex пишет:

    Очень все в самую точку! Могу только еще добавить море подобных случаев и проявлений тупизма и дибилизма в работе таможни. По -крайнем мере – Балтийской.
    При этом вряд ли всем этим руководит чей то скрытый злой умысел. Работа в гос компании на протяжении ряда лет убедила меня, что как правило все идет от 1-2 идиотов руководителей, поскольку пройти в руководство нужен не ум, старания, знания и т.д. – а совсем другие качества: хватка, цепкость, “умение дружить” и крепко выпить, жополизство и т.д.
    Обстановка на Балтике в поледние 1-1,5 года 100% подтверждает это.
    Мы уже два года возим все только вбелую. И что, проблем стало меньше? Платим больше и проблем стало в разы больше. Ощущение, что легальность никому не нужна. Они наверное хотя чтобы опять ввозили “по ордеру” и что бы можно было получать свои дивиденды от этих серых схем..

  9. Erubbibly пишет:

    Поздравляю вас Старо-Новым годом, желаю вам в новом году успехов и спасибо что вы находите время поддерживать ваш замечательный блог!

Написать отзыв

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: